Григорий Рожков. Имею честь!
Стихи. – М.:
Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Респуб-лика», 2018.
Человек, живущий испокон веков на просторах России, никогда не был агрессивен, но всегда отстаивал честь своей Родины, страны, где жил сам и его многочисленные предки.
Поэтому в народе Древней Руси всегда было особое отношение к защитникам Родины, воинам, вплоть до их обожествления. А во многих случаях и прославление их в лике святых.
Времена меняются, но дух воина-защитника вечен. Казалось бы, совсем недавно, а фактически в далёком феврале 1989 года, завершился процесс вывода советских войск из Афганистана. Но обожжённые войной офицеры и солдаты хранят память о событиях тех незабываемых лет, о погибших героях, имена которых не всегда известны.
Бывшие воины – поэты, прозаики, художники – не только помнят о друзьях, а воскрешают в памяти боевые эпизоды трагических дней, переосмысливают прошедшие события.
С таким человеком, офицером, патриотом, Григорием Рожковым я познакомился, прочитав впервые его поэтическую книгу «Имею честь!». Она меня поразила непосредственностью чувств, прозрачностью образов, с одной стороны, лёгкостью восприятия, с другой – глубоким проникновением в суть бытия человека, за которым большой жизненный опыт.
Редко даже очень талантливому поэту удаётся такое соединение. Но в том-то и загадка таланта.
А у поэта Григория Рожкова что ни стихотворение – художественное потрясение. С первых строк автор настраивает читателя на философское понимание жизни («В суете повседневной»):
В суете повседневной
Суетясь – не крестись!
На улыбку вселенной
В трудный час оглянись.
В ней божественной силы
Взгляд всех тех, кто любил,
И что ты, друг мой милый,
Невзначай обронил…
Суету суетою
Не спеши заменить.
Без креста нам с тобою
В суете не прожить.
Когда появляются образы, отмеченные необычным взглядом на действительность, радуешься, что не оскудела земля русская талантами.
В одном из лучших своих стихотворений автор задаёт себе и читателю вопрос-утверждение: «Какие были времена?!» И сам отвечает на него ёмко, точно:
…Торжествовало благородство
И в ратном деле, и в любви –
За что не совестно бороться
Пред Богом было и людьми.
И честь была всему начало,
И презиралась ложь и лесть.
И хлёстко, и светло звучало:
Имею честь! Имею честь!
А что ж теперь!? Как будто всё исчезло? Однако «Мир пробуждается подлунный / И вновь главенствует любовь». И далее: «Бредёт ранимая душа – / Подарок века Золотого. / Бредёт по обветшалым вехам, / Несёт в себе благую весть, / Воспрянувшую гулким эхом: / Имею честь! Имею честь!»
Здесь прочно связаны и прошлое, и настоящее. В ностальгии по былому проглядывает будущее в самой вере автора в нерушимую связь времён.
Осмелюсь назвать стихотворение «Гусарам» небольшой поэмой, так как в нём образно сконцентрирована духовная программа не только для всей книги, но и для всего поэтического творчества Григория Рожкова, основа которого – патриотизм. И хочется ещё и ещё цитировать образные строфы и строки:
Прочь проклятые птицы –
чёрной масти отродья –
Биты козыри ваши, этот кон будет мой.
И покуда струится в жилах кровь
моей Родины,
Данью памяти павшим
завершаю свой бой.
А последняя строфа звучит, как мощное образное противопоставление всему негативному в нашей современной жизни:
Ну а нам – в облака –
там, где ратникам нега,
Дайте только с Россией
да с любимой проститься,
Мне теперь на века быть её оберегом
И вернуться сюда белокрылою птицей.
В строках «Какие скачки, господа!» поэт не может говорить спокойно о том, что «...до сих пор / Мне не дают никак забыть / И боль, и гордость Бородинского сражения…» История рядом, она жива в сердцах, и сколько бы лет ни прошло, эта война всегда будет отзываться в памяти народа.
Основное направление книги развивают стихотворения «Помилуйте, корнет», «Ничто задаром не даётся», «Оберег», «Туманной проседью», «Звезда горит», «Молитва», «Братство», «Верный слову пера», «Братство», «Гусары века золотого», «Солдатам Великой» и многие другие.
На мой взгляд, итог этой теме подводит стихотворение «Ратникам»:
…Нам судьбы разные и жизни
Дарованы для славных дел,
И лишь служение Отчизне
Для Богом избранных – удел.
Им доля выпала лихая –
За други головы сложить,
Душою к Богу уповая,
А сердцем Родину любить.
Нужно отметить также лирические стихи о любви, о природе, посвящённые матери.
Большая удача для Григория Рожкова в том, что соавтором в издании книги стал известнейший художник Николай Александрович Мухин – лауреат Государственный премии РФ, народный художник РФ, член Президиума Российской академии художеств, принимавший участие в возрождении росписей храма Христа Спасителя в Москве. Им найдено оригинальное оформление книги. Художник обогатил её 60 своими картинами, выстроив их соответственно тематическому ряду разделов, дав более глубокое зрительное восприятие стихотворных образов поэта.
Творческая дружба поэта и художника вылилась в личную дружбу, которая и создала замечательное произведение искусства – книгу «Имею честь!».
И неудивительно, что Николай Мухин признательно говорит поэту: «Имею честь быть другом твоим».
Интересно заканчивается книга. Два раздела «Скрипучая мелодия пера» и «Я предлагаю тост за дружбу» содержат искренние слова людей, знающих и самого автора, и его творчество. Они с разных сторон характеризуют Григория Рожкова как глубокую, цельную личность – преемника и продолжателя великой русской классической поэзии.
Юрий Богданов