Первоапрельские шутки в этот раз пойдут в жанре чёрного юмора. А ведь как беспечно ещё недавно наблюдали за бедой Уханя. «У нас такое не случится!»
Теперь наступил наш черёд погрузиться в атмосферу эпидемии. «И это тоже пройдёт», – писал в XIII веке выдающийся персидский поэт Руми. Да, пройдёт – преодолеем! Китай вот уже начал выздоравливать, оживать. Мы видим репортажи, как провожают в Ухане врачей, приехавших туда на вахту из других регионов. Провожают как героев-спасителей. Моменты народного единения нам известны по собственной истории.
Кризисные ситуации обнажают черты и конкретных людей, и властей. Многие стремятся сплотиться (пусть хоть на расстоянии, дистанционно!) и помогать друг другу. Кто-то намерен обезопасить только себя, а других – обвинить. Заметно и то, что при выборе между жизнями людей и финансовыми прибылями этот кто-то выбирает барыши.
Стало заметно, что определённые силы взялись играть на низких человеческих инстинктах и на страхе, возбуждая ненависть, преследование «чужих» и «других», назначая виновных – китайцев, беженцев или ещё кого-то из стана политических противников и стратегических конкурентов.
Дональд Трамп, например, без устали обвиняет Китай, называя напасть «китайским (уханьским) вирусом». Ультраконсервативный олигарх Чарльз Кох финансирует кампанию против карантина – бизнес должен работать вопреки всему. Вице-губернатор штата Техас Дэн Патрик (и не он один) заявил, что пожилое население должно быть готово умереть, чтобы спасти «американскую мечту», то есть бизнес. Ему вторит «Уолл стрит джорнал», критикуя жёсткие меры по борьбе с расползанием эпидемии: «Ни одно общество не может долго охранять здоровье населения ценой своего экономического здоровья».
Президент Трамп, как положено олигарху, встал на охрану интересов самых богатых и обещает снять ограничения к Пасхе, 12 апреля. Прибыли воскреснут, людей умрёт больше – их жизни положат на алтарь экономики. А чего ещё ждать от государства, цель которого – максимизация прибыли, а не благополучие людей? Конечно, так было и раньше, но только при Трампе стало возможно возводить столь варварские принципы в государственную политику.
Главарь итальянской «Лиги» Маттео Сальвини ругает власть, которая выгнала его из правительства, шерстит верхушку ЕС. Только нужно ему напомнить, что эпидемия развернулась на севере страны, где большинство губернаторов – именно от «Лиги». Справиться с ней они пока не могут. Одно дело – беженцев гонять, другое – регионом управлять.
Проявились ли позитивные черты? Да. Причём такие, которые не все ждали. Минобороны России отправило на север Италии по её просьбе 15 самолётов со специалистами и оборудованием, и всё уже работает. Китай также прислал туда опытных врачей, хорошо оснащённых всем необходимым для борьбы с эпидемией. Даже Куба, несмотря на сложность ситуации из-за жесточайшего внешнего давления, отправила 50 докторов. А Остров свободы имеет великолепную школу медицинского образования и традиции гуманитарной помощи. Не осталась без поддержки оттуда, откуда не ждали, и Франция. Китай открывает воздушный мост с Парижем и поставит 600 миллионов (!) масок в ближайшие месяцы.
Стало очевидно: западные страны не могут рассчитывать ни на себя, ни друг на друга, ни на Евросоюз. Штаты при Трампе не помогут никому. Руку помощи нуждающимся протянули Китай, Россия, Куба. Это экзистенциальный сдвиг в мире.
Может быть, это и есть новое, наиболее благодарное направление внешней политики и общественной дипломатии? Пусть теперь в разных странах наши доктора становятся героями, пусть их потом провожают как в Ухане. И тогда мы ещё раз сможем увидеть, что Россия как государство способна помогать и своим гражданам, и другим, кому требуется искренняя поддержка. Если маленькая Куба под гигантским гнётом это может делать, неужели огромная Россия не сможет?