Есть редкие актёры, которые становятся выразителями своей эпохи. Борис Токарев из них. Он лицо своего времени.
Родившись во второй послевоенный год в семье советского офицера-победителя, он словно вобрал в себя светлую энергию тех героических лет, полных трудолюбивого оптимизма. Борис едва ли не подростком ступил на актёрскую стезю и, счастливо избежав губительного упоения ранней славой, развился в великолепного актёра, сохранившего завидное творческое долголетие. Сыгранные им роли не просто вошли в историю кино, они стали частью нашего общенационального сознания, нашего образного мира. Не знаю, как другие, а я, когда вспоминаю молоденьких лейтенантов, героев-мучеников Великой войны, вижу перед собой именно лицо Бориса Токарева. И наши упорные романтики созидания, вытащившие на своих плечах две тяжелейших модернизации Отечества, такие, как капитан Григорьев из «Двух капитанов», тоже удивительно похожи на Токарева. У него хорошее советское лицо. Да, советское – в лучшем смысле этого много раз высмеянного эпитета. При разглядывании физиономий актёров постсоветского призыва у меня, воля ваша, возникает такое ощущение, будто, посещая «Музей Человека», я из зала «Здоровья» перешёл в зал «Патологии». Не любит сегодняшняя культурная и политическая власть норму и не ценит. Может быть, по этой причине любимый зрителями и поистине народный актёр Борис Токарев до сих пор всего-навсего заслуженный. Более того, к 70-летию он – в отличие от наших орденоносных фанерных звёзд и несмешных телехохмачей – ничем не награждён. Ты удивлён, читатель? Я тоже.
Но юбилей есть юбилей. Нужны духоподъёмные слова. И они есть. Борис Васильевич, дорогой мой товарищ, дай Бог тебе ещё долгие годы бороться, искать, находить и не сдаваться!
В ближайших номерах читайте большое интервью с юбиляром.