В прошлом году после 10-летнего перерыва была воссоздана Московская областная филармония. Благодаря новой команде профессионалов она сразу заявила о себе громкими проектами. Виток развития возрождённой филармонии, несомненно, будет связан с приходом нового художественного руководителя – народного артиста РФ, композитора Максима ДУНАЕВСКОГО. Сегодня он – гость нашей редакции.
– Максим Исаакович, для вас предложение возглавить Московскую областную филармонию было неожиданным?
– С одной стороны – да. Но предпосылки к этому назначению были. Московская областная филармония – единственная из каких-либо концертных организаций, обратившая внимание на мой юбилей. Вместе мы провели юбилейное турне по городам Подмосковья и замечательный гала-концерт в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Я также с большим удовольствием участвовал во многих мероприятиях филармонии, потому что видел искренний порыв всех – министра культуры Московской области Олега Александровича Рожнова, директора филармонии Ильгиза Янбухтина и всей команды филармонии – работать для людей. Поэтому, когда летом поступило такое предложение, долго не думал. И не потому, что нуждаюсь в новой работе. Просто уже знал, что с такой командой – замечательной, активной, опытной – мне будет работаться хорошо. Для меня это немаловажно, я сам – человек командный.
– Каким вы видите творческое развитие Московской областной филармонии?
– У филармонии много функций. Но она не должна заменять собой концертные организации, которых очень много сейчас в нашей стране. Существует множество разных продюсерских фирм, крупных и мелких, занимающихся этой деятельностью. Филармония же в настоящее время уже не та, что была в Советском Союзе, это надо понимать. В сегодняшнем виде она больше представляет собой европейский образец этой организации с главной задачей – просвещать публику. Филармония должна объединять в себе прежде всего коллективы и исполнителей высокого искусства, которым сложно выживать только на продаже билетов. Если у нас сегодня на государственной дотации театры, то как может существовать симфонический оркестр, например, или пианист, скрипач, альтист... Конечно, есть имена мирового уровня, у которых график концертов расписан на годы вперёд, их единицы. Но также существует множество талантливых людей, заслуживающих, чтобы их знали массы, а не только узкий круг ценителей классики. Вот в этом и есть одна из серьёзнейших задач филармонии – просвещать. Другая – она должна зарабатывать деньги, несмотря на дотации государства. Здесь и возникают сложности, но, думаю, они преодолимы. Надо сосредотачивать в организации профессиональных, ярких и интересных исполнителей, способных привлечь внимание публики. И что ещё очень важно – филармония должна иметь свой оркестр: симфонический или универсальный, который может исполнять любую музыку.
– Вы стали художественным руководителем филармонии в благодатное время, когда продолжается процесс её становления после возрождения, но требуются и новые подходы в решении главной задачи, о которой вы говорите, – просвещения и воспитания вкуса. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять в этом направлении в первую очередь?
– Это тема очень болезненна. За прошедшие два с лишним десятилетия, которые были очень непростыми, публика отучилась ходить на концерты, любить истинно красивое, а не только то, что вдалбливают по телевидению или радио. Это проблема огромная, за столько лет вкусы испорчены, целое поколение выросло на низкого качества образцах популярного искусства. Очень модно ругать то, что было в годы советской власти, но и много хорошего сделано. Эстетическое воспитание, несмотря на его идеологизированность, было на уровне. Львиная доля попадала на настоящее искусство, которое родилось за ХХ век, и не только в нашей стране. Возрождать всё это крайне трудно. Над этим мы и работаем: как привлечь публику, разрозненную, совершенно не желающую ходить на концерты, воспринимающую только самое примитивное. Не хочу никого обидеть, есть много людей, серьёзно интересующихся высоким искусством и классической музыкой, но они предпочитают сесть в электричку и поехать в Москву на концерт. Я думаю, всё преодолеем с помощью истинных талантов и достойных вещей. Талант всегда притягателен. В Московской области ситуация осложняется тем, что область очень большая, по территории может сравниться с какой-нибудь крупной европейской страной. А это означает, что люди должны преодолевать большие расстояния. Города же у нас никак не связаны между собой. Это не Германия, Бельгия или Франция, где можно из одного города в другой за полтора-два часа добраться. Поэтому в каждом крупном поселении надо устраивать мероприятия. Трудно рассчитывать, что в какой-нибудь центр типа Красногорска или Подольска народ ринется со всей области, такого не будет. У людей просто нет такой возможности.
– Как вы оцениваете творческий потенциал коллективов и солистов филармонии?
– Достаточно высоко. Есть на кого опереться. Многие коллективы себя хорошо зарекомендовали. У нас существуют художественный и экспертный советы. Мы собираемся, советуемся, решаем, как создавать новое или исправлять старое. Разрабатываем вместе концепцию развития филармонии.
Открытие нового сезона 2015/2016 Московской областной филармонии в Большом зале Московской консерватории. Концертное исполнение оперы «Иоланта» П.И. Чайковского в сопровождении Государственного академического Московского областного хора им. А.Д. Кожевникова (фото - Ольга ТУРОВЦЕВА)
|
– На днях состоялся концерт Государственного академического Московского областного хора им. А.Д. Кожевникова в Доме музыки, посвящённый юбилею П.И. Чайковского. Это прекрасно, что коллективы филармонии выступают на престижных площадках, а как в этом сезоне планируется приобщать к высокому исполнительскому искусству жителей региона?
– В начале октября прошёл с большим успехом Международный фестиваль музыкантов-исполнителей на старинных струнных щипковых инструментах «Садко» в Красногорске и Звенигороде. В ближайшее время состоится концерт Камерного оркестра «Инструментальная капелла» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Андрея Петренко. Заслуженные артисты РФ Михаил и Андрей Ивановы представят уже второй Международный фестиваль «Пересекая время» – интерактивный музыкальный социально-культурный проект, объединяющий разные филармонические направления: от классики и фольклора до джаза. Конечно, надо делать больше. Постепенно поднимать концертную работу в Подмосковье, чтобы наши коллективы имели возможность выступать не только в Москве, но и в других крупных городах или за границей, где они представляют областную филармонию. Не только хвалиться: вот какие у нас есть талантливые коллективы и исполнители. Гораздо важнее, чтобы их в Московской области знали, чтобы люди с нетерпением ждали их выступлений и ходили на них. Другая проблема – где эти концерты устраивать. Не в каждом городе региона есть приличные залы с хорошей акустикой. И центрального Дома музыки в Московской области тоже нет. По-хорошему его надо строить, но экономическая ситуация не позволяет. Даже в Москве сколько лет понадобилось, чтобы это осуществилось. Невозможно сделать всё сразу, внимания правительства Московской области требуют и исторические памятники, и усадьбы, и парки, и многое-многое другое. Со своей стороны, как я уже говорил, постепенно будем развивать все направления деятельности.
– Предполагаете проводить крупномасштабные фестивали, такие как недавний форум «Садко»?
– На будущий год уже планируем, поскольку он объявлен президентом РФ Владимиром Путиным Годом кино, – фестиваль «Музыка кино». Его можно представить в разных городах Московской области. Будем и дальше расширять это направление. Но здесь требуется серьёзная работа – все проекты должны быть громкими и яркими. А также долгосрочными, чтобы зрители к ним привыкали, знали, что это не разовая акция, и с нетерпением ждали продолжения.
– Будут ли приглашаться известные музыканты, коллективы, исполнители на мероприятия, которые устраивает филармония?
– Обязательно. Тем более если мы создадим симфонический оркестр. Будем приглашать и великих дирижёров, и звёзд мировой величины, чтобы привлекать публику на его выступления и повышать его статус. Сегодня, когда говорят об оркестре Лондонской или Берлинской филармонии, одно название говорит о высочайшем качестве, эти коллективы давно уже стали брендами. А добиться этого можно только при помощи имён, иначе не получится.
– Ваши творческие планы на данном этапе совпадают с такими обширными планами филармонии? Публика ждёт ваших новых шедевров.
– Конечно, моя творческая жизнь активно продолжается. И в этом году было немало моих концертов именно в Подмосковье. Что касается новых произведений, у меня в ближайшее время состоится три премьеры. В Санкт-Петербурге – мюзикла «Дневник авантюриста» в театре «Буфф» по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В декабре в Екатеринбурге в одном из лучших музыкальных театров страны будет представлен мюзикл «Весёлые ребята» в постановке Кирилла Стрежнева, где прозвучит музыка и моего отца Исаака Дунаевского, и моя – я написал много новых номеров. И ещё в театре «Школа современной пьесы» состоится долгожданная премьера оперы «Шинель» по повести Н.В. Гоголя. Кроме того, у меня сейчас в работе два интересных фильма.
Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРИНА