Третью неделю в Хабаровске не утихают уличные протесты. По вечерам в них вливаются сотни хабаровчан, а днём по субботам на улицу Муравьёва-Амурского выплёскивается человеческая лавина разных возрастов и профессий.
Видишь открытые русские лица, много молодёжи, ощущаешь невероятную энергетику. Трудно судить, насколько протестующие закулисно организованы, но неприятие многих составляющих официального курса, наверное, сплачивает сильнее любых «засланных казачков», которые тоже при деле – кое-кого знаю лично.
Далеко не все были в восторге от работы Фургала, имеют к нему претензии. Но даже их он привлекал как открытый политик, вникавший в проблемы людей, чуждый показухи и надувания щёк. Многие связывали с ним надежды на будущее, и вдруг его арестовывают. Что ещё нужно для идеального шторма?
В гуще собравшихся на площади Ленина задаю вопросы. Большинство, выясняется, не приемлют сепаратизма и за реальный федерализм. Встречаю лишь двоих, считающих, что «без России» Хабаровску будет лучше. Пытаюсь переубедить. Но и они солидарны со скандирующими «свободу Фургалу!» в том, что русских отсюда выдавливают нищетой, тарифами, ценами, искусственной безработицей, завозом мигрантов и что в сырьевой вахтовой экономике им ничего не светит.
Общая позиция митингующих: только отстаивание своих прав может изменить ситуацию в интересах большинства. Вот на днях в Хабаровске министр энергетики Новак и врио губернатора Дегтярёв обсуждали необходимость газификации региона. Хотя сплошную газификацию предприятий и поселений следовало начать минимум лет пятнадцать назад, когда газ пошёл с Сахалина. Увы, «Газпром» отказался двинуть трубу и в соседнюю Еврейскую область. Всё на экспорт! Вместе с лесом, рыбой, нефтью, углём, электроэнергией. При равнодушии к простым людям, мол, стерпят. Несколько лет назад из-за хамского поведения клерка «Крайгаза» я потребовал встречи с его директором Георгием Шперлингом (ныне возглавляет «Газпром газораспределение Дальний Восток»). Вместо извинений и беседы со Шперлингом меня встретил ЧОП, потом даже вызвали вооружённый наряд полиции, которая, к её чести, не нашла причин для моего ареста.
Подобные случаи самоуправства авторитет государства не укрепляют, недовольство растёт. Но, что тоже заметно, конструктивных инициатив хабаровская массовка не выдвигает, всё сводит к Фургалу, хотя подоплёка манифестаций на 90% – во всевластии монополий и компрадорских олигархических групп при упадке местного самоуправления, ухудшении экологии, несправедливых налогах. Очевидно, что без разумного перераспределения финансов и полномочий непосредственно в города, районы, посёлки центробежные тенденции будут усиливаться. Ещё одного «чемоданного поколения» наш Дальний Восток может не пережить.
Ситуацию чуть разрядил музыкант Шнур, который, похоже, десантировался связником между Дегтярёвым и горожанами – стравить пар «прикольными» эмоциями. Здесь же узнаваемые лица из «Эха Москвы», «Комсомолки», туча блогеров, системных и несистемных оппозиционеров, представителей зарубежных СМИ. Даже «Нью-Йорк Таймс» прислал репортёров.
Всё весьма серьёзно. Кто-то смакует уголовное дело Фургала, кто-то предрекает «распад империи», а кто-то за сугубо силовую зачистку. В любом случае, полагаю, на местечковой самостийности и тем паче на голой силе уж точно дальше очередной выбоины не уедем. Если не хотим майдана и антимайдана, то накопившийся хабаровский негатив лучше всего лечить правдой и созиданием. Без маскировки самых острых углов. В этом бюрократическая вертикаль не очень сильна – в отличие от вечевого народно-государственного организма, который нам ещё предстоит возродить. Ради процветающей великой вольной России. Иначе получим очередной пшик.
Виктор Марьясин,
собкор «ЛГ», Хабаровск