Сериал «Ночные ласточки» (сценаристы Игорь Тер-Карапетов и Андрей Житков, режиссёр Михаил Кабанов) есть за что похвалить. Кажется, на Первом канале впервые за последние годы юное поколение незнаек родной истории (по вине учебных программ) видело на экране своих прабабушек-прадедушек молодыми, своими сверстниками, такими, какими они действительно были – светлыми, самоотверженными, героическими, прекрасными! Целомудренна их любовь, крепка верность любимым, честна и благородна дружба. Единственная «постельная» история объясняется авторами желанием влюблённой девушки привлечь к себе внимание грозного особиста Куракина… Вот такой выверт.
Он же, особист, поучает, контролирует действия командира полка, вечно небритого полковника.
Но предваряет фильм посвящение лётчицам 46-го Таманского женского бомбардировочного авиаполка. И стоило авторам фильма ознакомиться с воспоминаниями отважных лётчиц, или хотя бы заглянуть в энциклопедии, либо пригласить консультантов-историков, и многих ошибок удалось бы избежать.
Полк комплектовался знаменитой Мариной Расковой полностью из молодых женщин от 17 до 25 лет. Командиром была Евдокия Бершанская. Начальником особого отдела – Зинаида Горман. И вопреки угрозам киношного особиста: «Они вам в подоле принесут...» никто в полку не был демобилизован по беременности, а многие, и командир Бершанская в том числе, сыграли свадьбы с лётчиками, авиатехниками соседних полков, но только после Победы. Искренне жаль, что помимо этих серьёзных проколов (дань моде на очернение советского прошлого?) ветераны – лётчики и знатоки авиации наверняка заметят ряд других нелепых ошибок.
Кукурузники У-2 садятся на заснеженное поле на колёсах (шасси), а не на лыжах, как было. Квартируют средь зимы в летних палатках, а не в землянках в три наката или деревенских избах. Носят золотые, парадные погоны, а не зелёные полевые. А Жене Звонарёвой невесть откуда взявшийся генерал обещает: «Я лично буду просить руководство страны о награждении вас», тогда как комполка с начштаба и замполитом должны были подать представление на награду. Жене Звонарёвой вручает полководческий орден Кутузова III степени, учреждённый 8 февраля 1943 г., погибшая 4 января 1943 г. Марина Раскова, на самом деле командовавшая до дня кончины полком, базировавшимся в Саратовской области.
Необходимый мужской компонент в фильме, заявленном как мелодрама, восполняет примкнувшая к полку группа разведчиков. Они совершают лихие броски в тыл противника то своим ходом, то на самолётах своих подруг. Лётчицы вместе с ними участвуют в стычках, перестрелках, операциях по добыче «языка» и даже в затеянной немецкой разведкой шпионской игре… Причём разведчики не тащат с собой тяжёлую рацию с антенной времён войны, а мгновенно выходят на связь с командованием посредством компактной радиотрубки и выдают в эфир информацию открытым текстом. Если бы была тогда такая радиосвязь… По современной привычке считать всё немецкое лучшим девочка-авиатехник нахваливает трофейный бензин – «высокооктановый», наверное! Но немецкие лётчики и танкисты в мемуарах клянут своё синтетическое эрзац-топливо – замерзало в русскую стужу.
Все эти и другие проколы и неграмотности заметны лишь ветеранам, сегодняшним лётчикам, историкам или таким, как я, детям лётчиков-фронтовиков. И наверняка не испортят яркого и доброго впечатления о фильме и его обаятельных и отважных героинях у большинства молодёжи.
Но жаркие обсуждения плюсов и минусов фильма в Интернете той частью молодых, которая взыскует правды о войне, сравнивает «ласточек» с кинолентой 1981 г. «В небе – «ночные ведьмы», означают, что тема подвига девушек-лётчиц зацепила за душу многих…
«Ночные ласточки». Они же – «ведьмы»
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.