В эти дни Московский государственный областной университет отмечает 80-летие
У многих осталось в памяти его другое название – Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, в 1991 году преобразованный в Московский педагогический университет. Примечательно, что с 1990 по 1998 год институт-университет возглавлял Николай Александрович Хроменков, в 2011 году коллектив университета избрал ректором его сына – Павла Хроменкова.
«ЛГ»-ДОСЬЕ. Павел Николаевич Хроменков, кандидат филологических наук, доцент, ректор. Родился в 1975 году. Окончил с отличием Московский педагогический университет (МПУ) по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация»; окончил очную аспирантуру, кандидатская диссертация на тему «Оценка эффективности современных систем машинного перевода». Имеет более 30 научных работ.
Работал старшим преподавателем кафедры, доцентом кафедры теоретической и прикладной лингвистики (2000–2011), начальником отдела международного сотрудничества (2004–2011), проректором по учебной работе и международному сотрудничеству в МГОУ (2011).
16 июня 2011 года избран общим собранием трудового коллектива МГОУ на должность ректора.
– Когда отец стал проректором по учебной работе, – рассказывает Павел Николаевич, – мне исполнился год. И моему сыну был годик, когда меня назначили на эту должность. Вот и не верь после этого в цикличность развития. Правда, на этом совпадения заканчиваются.
– Вы, можно сказать, выросли в этих стенах. Ваш путь – это династический призыв или сознательный выбор?
– Скорее, сознательный. Папа был историком, я окончил лингвистический факультет, изучал английский и немецкий языки. Поскольку в качестве эксперимента оба языка нам преподавали с первого курса, а языковой практики было больше в Германии, то немецкий стал первым языком. Я много занимался переводами, и меня заинтересовала тема оценки эффективности современных систем машинного перевода, по ней я и защитил кандидатскую диссертацию. У меня были желание и возможности заняться бизнесом после аспирантуры. Но в 1998 году смертельно заболел мой отец. Так он сбегал из больниц, чтобы проконтролировать реконструкцию нового здания института на Софийской набережной. В один из побегов сильно простудился, что ускорило его уход. И вот этот пример горения, самоотдачи повернул моё сознание, появилось желание продолжить дело отца хоть в какой-то мере, я почувствовал, что мой дом здесь, в университете.
– Классический пединститут постепенно трансформировался в многопрофильный университет. Как вы объясните эту метаморфозу?
– Время ставит задачи и диктует условия. Ведь всё начиналось с борьбы с безграмотностью – институт готовил в основном школьных учителей. В период, когда вуз был педагогическим, каждый третий учитель в Подмосковье был наш выпускник. Затем наступила эпоха сплошной грамотности, и потребовались специалисты в других областях, которых тоже кто-то должен учить. Поэтому в 90-е годы мы открыли юридический, экономический факультеты, факультеты ИЗО и народных ремёсел, психологии, специальной педагогики и психологии.
Следуя возрастающим потребностям общества или, как говорят, отвечая на запросы времени, в 2002 году МПУ переименовали в Московский государственный областной университет. К этому времени наш вуз был уже готов носить звание классического университета. Ключевую роль в подготовке университета к работе в новом статусе сыграла поддержка вуза со стороны правительства Московской области, и в первую очередь лично Бориса Всеволодовича Громова.
– Если понимать значение слова «университет» как совокупность миров, а значит, научных дисциплин, описывающих миры, то возникает вопрос соответствия вашего вуза этому статусу. Да, появилось много специальностей, структура вуза поделена на институты и факультеты… Всё это дань моде, ради солидности?
– Процесс превращения плоской фигуры в объёмную начался уже давно. Чтобы организовать взаимосвязь между кафедрами и факультетами, добавить согласованности в обучении и научной деятельности, мы их объединили по направлениям, дав административную крышу с названием «институт». Так появились Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, куда входят факультеты лингвистический и романо-германских языков, Институт экономики, управления и права (экономический и юридический факультеты), Естественно-экологический институт (биолого-химический и географо-экологический факультеты). Остались, конечно, и отдельно существующие факультеты, такие как физико-математический, русской филологии и т.п.
И на каком-то этапе понадобилось изменение статуса для последующего наращивания возможностей. Конечно, мы ещё не стали полноценным классическим университетом, места маловато и ресурсной базы, но обязательно к этому придём.
– А каких специальностей, по-вашему, не хватает?
– Мы планируем открыть медико-биологический и инженерно-технический факультеты, а для этого, как вы понимаете, нужна научно-производственная база.
Уже сейчас у нас есть факультет технологии и предпринимательства, обучающий дисциплинам экономико-предпринимательского цикла, единственный в России, дающий выпускникам специализацию «Предпринимательство в образовательных учреждениях».
В принципе на каждом факультете есть своя изюминка. Факультет русской филологии, например, оканчивал Юрий Михайлович Поляков, который сейчас возглавляет «Литературную газету». Мы гордимся, что лингвистический факультет окончила министр образования правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова. На факультете истории, политологии и права училась телеведущая Екатерина Андреева, на факультете физической культуры – наши прославленные хоккеисты, и не только они. О выпускниках можно говорить ещё очень долго. Наши факультеты славятся не только выпускниками, но и проектами, которые они ведут: факультет психологии разрабатывает общеевропейские программы по социальной работе, на факультете ИЗО и народных ремёсел есть иконописная мастерская, юридический факультет ведёт целую программу совместно с уполномоченным по правам человека Московской области, при поддержке Института лингвистики и межкультурной коммуникации создана Ассоциация преподавателей немецкого языка Московской области. Такие примеры можно приводить бесконечно.
В перспективе мы планируем создать систему непрерывного образования, подключив к ней существующие учебные заведения начального и среднего профессионального образования, задействовав их техническую базу, чтобы не строить учебные цеха с нуля, и создав единую филиальную сеть Подмосковья.
– Будущим врачам для прохождения практики понадобятся лечебные учреждения. Какие у вас идеи в этом направлении?
– Если для развития всех прочих дисциплин возможности есть уже сейчас, медицинский цикл мы будем осваивать с нуля. Это вовсе не означает, что мы построим клинику в голом поле, – слишком затратно и вряд ли осуществимо. Поэтому мы ведём переговоры с Московским областным научно-исследовательским клиническим институтом им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) и известной берлинской клиникой Шарите, филиал которой строят в Химках. Последнему факту не удивляйтесь, я часто бывал в Германии, некоторое время неофициально работал советником ректора по международному сотрудничеству именно в части контактов с этой страной и семь лет возглавлял отдел международного сотрудничества МГОУ. Данная идея нашла понимание и поддержку у министра образования правительства Московской области Лидии Николаевны Антоновой. Тем не менее решающим фактором будет наличие потребности в таких кадрах у экономики Подмосковья, для которого мы готовим большинство наших специалистов.
– Готовясь к беседе с вами, я посмотрела сайт университета, там представлены научно-образовательные центры. Больше всего меня удивил научно-образовательный центр физических и химических исследований материалов и наносистем. Я вам прочитаю только одну тему: «Исследование методов формирования периодического микрорельефа при деформировании полимерных подложек с нанометровым жёстким покрытием для создания новых оптических элементов», остальные с одного раза не выговорю. Посмотрев презентации научных центров, я поняла, что всё серьёзно, не для галочки. Кого же всё-таки выпускает вуз?
– Это, можно сказать, наша гордость и ещё один довод в пользу статуса классического университета. Мы выпускаем специалистов для НИИ и производства и педагогов в соотношении 50х50. Чтобы заниматься научно-исследовательской деятельностью, нужен определённый склад мышления, скрупулёзность, дотошность, терпение и честность. Некоторые опыты приходится повторять множество раз, чтобы доказать точность расчётов. Не каждый на это способен.
Мы крайне заинтересованы в том, чтобы максимально большое число студентов участвовало в научных изысканиях: им интересно, и в науку придёт пополнение.
– Чтобы осуществить задуманное, понадобятся немалые финансы на приобретение необходимого оборудования, но главное – новые учебные корпуса. Уже сейчас подразделения вуза разбросаны по шести зданиям, два из которых находятся в Московской области, остальные – в Москве. Вот бы построить городок, собрать всех вместе, как в Оксфорде, например… Есть же у нас практика строительства академгородков. И каково студентам разъезжать с места на место?
– Действительно, здание главного корпуса университета, построенное в 1825 году, располагается в усадьбе, владельцем которой в начале XVIII века был князь Ф.Ю. Ромодановский. Кстати, существует легенда, что именно здесь на балу Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Документального подтверждения нет, но мы в это верим. Ещё три наши корпуса тоже находятся в центре Москвы, в старинных зданиях, и на этих площадях не всякое оборудование можно установить.
Конечно, идея кампуса наилучшая, но вряд ли осуществимая – нужны земельные угодья и деньги. Скорее, это отдалённая перспектива, а в обозримой – строительство ещё одного здания. Первоочередной задачей я считаю модернизацию оборудования и учебного процесса, но с обязательной опорой на традиции нашего вуза.
Что же касается удобства для студентов, мы таким образом разместили факультеты, что необходимости переезжать с места на место нет.
– В вашем университете есть ещё много интересного, о чём бы хотелось расспросить, но это повод для отдельной статьи. Что бы сказал самый молодой ректор граду и миру на пороге юбилея университета?
– Я благодарен всем, кто в меня поверил и поддержал на выборах, это налагает на меня большую ответственность, и я постараюсь оправдать доверие.
Желаю всем учителям всегда чувствовать себя востребованными, чтобы вернулся престиж педагогической профессии.
Поздравляю весь коллектив, ветеранов, выпускников, студентов, всю огромную армию людей, которые прошли через МОПИ, МПУ, МГОУ, с нашим юбилеем! Здоровья вам, счастья, успехов!
Беседовала