Людмила Петрушевская. Странствия по поводу смерти. Сборник. М.: Издательство «Э», 2017. 320 с. 6000 экз.
Это новый сборник рассказов Людмилы Петрушевской. В нём девять историй, объединённых общей темой: все персонажи так или иначе сталкиваются с преступностью. Главным героям приходится убегать от бандитов, бороться с грабителями и выживать в криминальных условиях.
Зачастую противниками оказываются близкие или дальние родственники. Истории вырастают в основном из бытовых перипетий. Например, в рассказе «Конфеты с ликёром» девушка по имени Лёля выходит замуж за своего пациента Никиту, будучи ранее им изнасилованной. Через какое-то время он пытается убить жену и собственных детей, чтобы отобрать большой дачный дом и жить там со своей новой пассией. В «Мырке и её смехе» описываются отношения двух сестёр, одна из которых (собственно, сама Мырка) из жалости поселяет у себя знакомого, по той же причине выходит за него замуж и в конце концов полностью отдаёт ему квартиру.
«Квартирный вопрос» является почему-то ключевым в сборнике. Персонажи сначала тем или иным образом теряют своё жильё, а затем, претерпевая множество невзгод, подходят к счастливой развязке, а именно – неожиданно получают новый дом или квартиру. Ну, или на худой конец средства, на которые можно их приобрести.
В некоторых рассказах мотивы поступков героев ставят в тупик читателя. Так, в истории «Строгая бабушка» есть эпизод, где девочку Лену по возвращении домой сильно избивает собственная бабушка. Немного полежав, та направляется в ванную и начинает умываться и причёсываться, радуясь тому, что вернулась домой. Весьма странная реакция на происходящее… Но затем происходит нечто ещё более непонятное: бабушка просит Лену помочь скинуть с балкона труп матери девочки, которую, как ей кажется, она убила. А в случае отказа обещает и с ней быстро расправиться. Чем дальше читаешь, тем больше появляется вопросов…
Из общего списка выбивается повесть под названием «Как Пенелопа». Здесь вы не встретите вооружённых головорезов и оголтелых авантюристов. Это история о любви. Или вернее о её начале. Даже время действия романтичное: канун Нового года. Время перемен. Впрочем, и здесь не обошлось без странных личностей с криминальными наклонностями.
Одноимённый с названием сборника рассказ «Странствия по поводу смерти» отлично характеризует всю книгу в целом. Перед нами разворачивается закрученный сюжет, включающий в себя и проблему наследства, и ужасающую деятельность грозных преступников и, конечно, богатство для перенёсших страдания главных героев.
Жанр собранных в книге произведений заявлен как современный детектив с элементами триллера. Соответствует ли это действительности, вопрос спорный. Безусловно, читатель волнуется за героев и находится в ожидании развязки. Но, как правило, детектив предполагает некое расследование, в результате которого можно узнать, что на самом деле произошло и кто во всём виноват. Здесь же основную долю повествования занимают семейно-бытовые сцены, лишь несколько дополненные штрихами детективного жанра.
В целом же всем историям свойственно некое однообразие как характеристик персонажей, так и самих событий. Кроме того, книга перенасыщена сценами насилия, не всегда оправданными. После чего особенно странно выглядят благостные концовки.
Что ж, Людмила Петрушевская всегда была автором эксцентричным, чутким к проявлению тёмных сторон человеческой души.
Елена Добрынина