Ким и Валерия Брейтбург. Мюзикл: искусство и коммерция. – М.: Лань. Планета музыки, 2020. – 320 с.
Интерес к этой работе связан с актуальностью темы: книг, где системно и в таком большом объёме излагалась бы информация о мюзиклах, в России до сих пор не было. Действенные методики, описанные в ней, созданные в результате анализа и синтеза идей, тщательно отобранных авторами из большого количества различных источников, как отечественных, так и зарубежных, были опробованы ими в практической постановочной деятельности. А это более полусотни мюзиклов, успешно идущих в России и за рубежом.
Книга затрагивает не только круг тем, касающихся профессиональных аспектов создания мюзиклов и истории их становления. Авторы выражают в тексте свою позицию в отношении существования мюзикла в условиях российского репертуарного театра, где критерии успеха того или иного спектакля часто бывают размытыми и неоднозначными. Возможен ли коммерческий успех в сочетании с высоким художественным качеством создаваемых развлекательных произведений для музыкального театра? Какими ориентирами пользовались авторы мюзиклов – прославленных мировых шедевров? Авторы настаивают, что об этом «лёгком жанре» театральной критике следует судить, лишь обладая высокой степенью профессиональной компетентности, руководствуясь критериями, соответствующими основополагающим законам этого вида музыкального театра, во многом связанного с искусством эстрады.
Ким и Валерия Брейтбург считают, что, в отличие от театра драматического, кино и телевидения, которые являются «искусственными и тщательно выработанными имитациями реальности», мюзикл создаёт особую «утрированную реальность», ставя «театральную искусственность» во главу угла, превращая это обстоятельство в одно из своих достоинств.
Юрий Виноградов