Какой предстаёт Россия на итальянском экране
У меня есть возможность смотреть как европейское телевидение (в частности, итальянское), так и российское. И скажу я вам, уж лучше смотреть только что-то одно – проще жить.
С ТВ, конечно, всё сложнее. Оно проникает в тебя и картинками, и звуком, и содержанием. И остаётся в твоём мозгу надолго. Так вот, попробую от общего перейти к частному и расскажу, что же остаётся в мозгу итальянцев после просмотра местного телевидения.
О России в последнее время должны были говорить много, ожидаемо и неожиданно. Выборы в Государственную Думу, кинофестиваль в Венеции, хакеры с данными от WADA и Сирия… Казалось бы, если не первые полосы газет и праймтайм телевыпусков, то по крайней мере достаточно места и времени. Отнюдь. Накануне напомнили: в России будут выборы, «режим Путина» очень боится их, но, вероятно, всё равно выиграет, так как с демократией там проблемы, – не поясняя, где и как, ничего не говоря про голосования и новую смешанную систему с уменьшенным барьером и с большими возможностями для независимых кандидатов. Когда свершилось – две строки в газетах, несколько секунд в выпусках новостей: «снова Путин победил, партия «Единая Россия» набрала 54%». Я не видел, чтобы где-то сказали, что «Единая Россия» и её представители получили 343 места, на 105 больше, чем на предыдущих выборах (хотя нет, единственным, у кого я видел, было сетевое итальянское издание Russia News). Меня приглашали обсуждать результаты выборов на итальянское ТВ; сказали, около часа будем говорить о России. Кроме выборов, к этому времени американская коалиция разбомбила сирийских солдат (и это после договора США и России о перемирии в Сирии), я думал, что речь может зайти и об этом. Но вместо всего этого в Нью-Йорке произошёл взрыв – к счастью, небольшой и без жертв, но зато все в студии с придыханием, включая корреспондентов из США, говорили только об этом. До Сирии дело не дошло, про Россию в результате поговорили пять минут. Накануне, в субботу, тоже звонили из ТВ и спрашивали про выборы… но не в России, а в США, и что думают россияне об этом. Пришлось сказать, что хотя бы за ночь до выборов в Госдуму было бы полезно поговорить о России, а США никуда не уйдут.
В программе Владимира Соловьёва на «России 1» сразу после окончания голосования итальянец Риккардо Поцци с другом Марко говорили о честности выборов, о том, что они просто поражены технологической оснащённостью избирательных участков и что такими выборами могли бы гордиться в Европе и Италии; по итальянскому же ТВ говорили, что Путин там всех так припёр к стенке, что все за него (в смысле – за партию «Единая Россия») проголосовали, хотя и неохотно (подчёркивая невысокую явку, кстати, сродни всем последним выборам в Италии). Ещё о неких подтасовках, тоже неконкретно. Не сказали только, что под дулом калашникова, выпив водки и верхом на медведе, но уровень обсуждения был примерно такой.
Ещё за несколько дней до этого хакерская группа Fancy Bears взломала базу данных Всемирного антидопингового агентства и начала выдавать сведения, что, оказывается, многие олимпийцы из США, Англии, Германии открыто принимали запрещённые препараты, так как им самим разрешило WADA по медицинским показателям. В то время как в России показывали фотографии сестёр Вильямс и сравнивали с Марией Шараповой – тут даже Мариуцом Эшером не нужно быть, результаты применения этих препаратов заметны невооружённым глазом, и вся общественность и СМИ России проклинали двуликость WADA (кому позволено всё, а кто и без вины виноват), в Италии (впрочем, как и везде в Европе) сдвинули акцент на то, что хакеры, вероятно, наняты Путиным, чтобы отомстить за дисквалификацию всей паралимпийской и трети олимпийской сборной на Олимпиаде в Рио. И бедные спортсмены, их так обидели, показав, что они болеют, да ещё и чем. И естественно, этот скандал замяли: если про самый первый раз рассказали, то очередные вбросы имён спортсменов не нашли даже строчки в новостях. Потому в Италии преобладает мнение, что российские мутанты выигрывали Олимпийские игры, государство их поощряло, и вот их разоблачили и отстранили. Нашёлся только один спортсмен-олимпиец, двукратный чемпион Рио Никколо Камприани, который взвешенно рассуждал об этом, ещё и заявив, что если бы не было российских спортсменов (у него, в стрельбе из карабина), то его победа была бы неполноценной.
Только про Венецианский кинофестиваль оценки российских и итальянских СМИ почти совпали. Зрители и критики хорошо восприняли фильм Андрея Кончаловского «Рай», который в результате получил «Серебряного льва». Вообще говоря, и самого Кончаловского встречают в Венеции очень хорошо. Он часто там завоёвывает награды, как и в этот раз. Более того, на самом фестивале, и это подхватили пресса и ТВ, прошёл слух, что «Рай» может завоевать и золото. Что же в конце концов произошло, неясно, но фильм без приза не остался, и свою долю славы и места в новостях он получил наравне с другими фильмами. Но больше всего в новостях про фестиваль говорили о нарядах, или, точнее, о совсем откровенных платьях, которые не оставляли никакой работы фантазии: зачем устраивать игру «вижу – не вижу», когда можно показать всё и сразу. Вот так и сделали две молодые девицы, причём на премьере «Молодого Папы Римского». Одна так себя удачно показала, что попала сразу в RAI (государственное телевидение Италии). И хотя Андрей Кончаловский сказал, что обычно «в Венеции побеждают фильмы, на которых не едят поп-корн», но, глядя на освещение в итальянском ТВ этого события, без поп-корна не обойтись. И здесь тоже возникает когнитивный диссонанс: каким хочется быть фестивалю («лабораторией фильмов») и что получается в результате (жалкое подобие Миланской Недели моды).
Насмотревшись своего ТВ, итальянский телезритель насчёт России рисует такую картину: Путин лично готовит спортсменов-роботов, со многими проводит спарринг, ФСБ (хотя в голове у итальянца осталось ещё по голливудским фильмам только КГБ) меняет мочу спортсменам, травит ею Хиллари Клинтон, готовит кибервойска, которые узнают рецепт допинга у девушки с синдромом дефицита внимания, и заодно проводит выборы, подогнав под себя избирательную систему. А на фестиваль в Венецию посылают чёрно-белый фильм, потому как из-за санкций цветная плёнка закончилась, и он всё равно побеждает.
Неудивительно, что моему другу Марко, который занимается туристическим бизнесом итальянцев в России, приходят такие письма: «Я хотел бы посетить Петербург и поужинать в ресторане. А нет ли там комендантского часа?»
МИЛАН