Безоговорочная победа «Оппенгеймера» удивительна и характеризует тревожные настроения в Голливуде – «перестроечный», то есть крайне критичный к властям США, фильм Кристофера Нолана резко контрастирует с агрессивной политикой нынешней американской администрации.
Чуть подробнее о важной номинации, которую мы оставили «на десерт»: фильмы на иностранном языке. С одной стороны, выбор американских академиков даёт представление о том, что происходит в мировом кино, с другой – какое кино Америка приветствует и поддерживает.
«Идеальные дни» немецкого режиссёра Вима Вендерса протекают в Японии, герой фильма – пожилой чистильщик общественных туалетов, который живёт в гармонии с собой и миром. Что характерно, он обожает британский рок, дважды в фильме звучит песня его молодости в исполнении группы Animals. Фильм хороший, добрый, смиренный, символизирующий полное подчинение Западу цивилизации самураев.
Немецкий фильм «Учительская» режиссёра Илькера Чатака о проблемах немецкой школы. Карла – незамужняя, но имеющая подругу учительница польского происхождения (отличная работа Леони Бенеш) защищает ученика-араба от обвинений в воровстве и обнаруживает настоящую воровку, ею оказывается немка, коллега героини. Карла единственная здесь положительная героиня, стойко отстаивающая интересы детей и справедливость. Она и её подруга. Фильм очень познавательный, даёт представление о том, что происходит в немецкой школе.
Действие «Зоны интересов» Джонатана Глейзера происходит в Освенциме в конце войны, в многодетной семье коменданта лагеря. Фильм снят документально правдиво: мы наблюдаем повседневную жизнь благополучной немецкой семьи, которые к ужасам, творящимся за забором их усадьбы, относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Нацистской семье прислуживают узники лагеря, которыми пользуются как вещами. Хозяйка гордится урожаями в теплице, где почва удобрена пеплом узников. В этой роли страшна и достоверна Сандра Хюллер.
Не выдающийся, но очень интересный фильм «Я – капитан», снятый итальянцем Маттео Гарроне. Речь идёт о двух африканских юношах, мечтающих о красивой жизни в Европе. Подробно показано, что им приходится пережить, чтобы добраться из Сенегала до Италии. Пешком и на автобусах через всю Африку через Сахару в Ливию. Их обманут, ограбят, разлучат, возьмут в рабство, они чудом спасутся, а потом через Средиземное море наконец переплывут на Сицилию. Очень познавательно и так страшно, что, полагаю, многих африканцев отвадит от мечты об европейском эдеме.
И, наконец, на мой взгляд, наиболее достойный фильм в номинации – «Общество снега» испанца Х.А. Байона. В нём воссоздаётся история выживания части пассажиров жёстко приземлившегося в октябре 1972 года в Андах самолёта. Реальная страшная история. Только 16 человек из 45 смогли дожить до спасения, которое пришло через два месяца. Многие погибли сразу, другие умерли от ран. Их мясом питались остальные – другой еды в горах не было. Нравственные коллизии были бы неразрешимы, если бы пассажиры не были искренне верующими людьми и если бы среди них не оказалось двух смельчаков, которым удалось спуститься с ледника в долину.
Но «Оскара» получила «Зона интересов». Очередное макание немцев в их нацистское дерьмо. Правда, без раскаяния и катарсиса, да и о Красной армии, которая вскоре освободит Освенцим, ни слова. Но, действительно, какое раскаяние? Нацизм не побеждён, подобное происходит и сейчас. Например, как отметил режиссёр, при бомбардировке Газы.