Цветные революции, прокатившиеся по ряду бывших республик СССР, теперь заканчиваются предсказуемым итогом – смахивают с политической картины былых вождей. Последний пример – Грузия, где меняется власть. Что за процесс мы наблюдаем – оранжевый закат или только смену придворных художников?
Подпорченная витрина
,
директор Института стран СНГ:
– Это прекрасно.
«Что именно?» – спросит читатель.
«Молодость, Грузия и свобода», – отвечу я, на время потерявший память под впечатлением от победы оппозиции на парламентских выборах в «стране первых европейцев».
Нисколько не преувеличиваю и серьёзен, утверждая, что от души завидую М. Ганапольскому и КО, успевшим воспеть «прекрасное свойство грузинских граждан – умение не только мечтать о счастье, но и строить его, ничего не боясь». Я не сумел сохранить в такой неприкосновенности ум шестилетнего ребёнка.
Впрочем, дело тут скорее в другом: как Карфаген должен быть разрушен, так всё в подлунном мире, включая выборы в Грузии, – повод для бичевания «ненавистного режима Путина». Победил Саакашвили – фига Путину под нос, триумф великого реформатора, не боящегося России. Проиграл – надо учиться у Грузии, «где лидер правящей партии признаёт своё поражение, заявляет, что поможет избрать спикера, и переходит в оппозицию, будучи действующим президентом». Так пишет М. Ганапольский в статье «Грузинское счастье». («МК», 3.10.12).
Недостойный приём – пытаться раскрыть Ромео глаза на несовершенства Джульетты, как и смущать веру влюблённого в то, что объект его страсти уйдёт в оппозицию, оставаясь действующим президентом. На самом деле в результате выборов в Грузии складывается двоевластие, т.е. уравнение, обе части которого стремятся к его разрушению. Это не итог, а пролог, и происходящее после выборов – намёки на импичмент и полную смену лиц во власти, тут же отзываемые их автором Б. Иванишвили, – лишний раз это подтверждают.
Правда в том, что Саакашвили хотел совсем другого. Но то, что он не герой романа для большинства грузин, известно как минимум с 2007 года, когда за день он дважды разогнал оппозицию на улицах, познакомив горожан с качественным импортным слезоточивым газом, и уложил сотрудников телекомпании «Имеди» лицом на пол прямо в эфире. Про август
2008-го не говорю: примерьте, долго ли в по-настоящему свободной стране первым лицом оставался бы политик, допустивший такой провал, как Саакашвили?
Запад не дал Грузии его свергнуть, чтобы не подвергнуть риску созданную на собственные деньги витрину, но поиски нового мессии начались. Ближайшие соратники Саакашвили, среди которых хотел бы выделить В. Мерабишвили, прекрасно это поняли. Думаю, они оценили, что Запад, как основной держатель акций ООО «Республика Грузия», не поддержал ни вариант бессрочного президентства, ни рокировки Саакашвили в премьеры. Неслучайно под выборы разразился скандал с разоблачением пыток в тюрьмах; в результате ушли в отставку лично преданные Саакашвили министры, а многолетний хозяин МВД Мерабишвили остался в стороне. Сегодняшнее показное смирение Саакашвили – хорошая мина при плохой игре. Свита играет не короля, а мавра, который должен уйти.
Всё это имеет малое отношение к перспективам российско-грузинских отношений. Хуже, чем они есть, они быть не могут. Можно прогнозировать: мы на пороге их нормализации. Формальной – возвращение послов, возобновление авиарейсов и т. д. Не приходится сомневаться, что боржоми и хванчкара хотят к нам вернуться. Но разве мы были с Грузией союзниками, когда летали друг к другу без пересадок, а послы тешили своё самолюбие на великосветских тусовках под боржоми и хванчкару?
Увы. Колея на Запад, вырытая за минувшие годы, слишком глубока, чтобы из неё выбраться. Политики Грузии не способны отказаться от мифа о «единой и неделимой», как мы в России или как некогда де Голль во Франции. Карты пересданы, игра продолжается.
Как надо меняться?
,
Российский институт стратегических исследований:
– В Грузии – новый парламент. На Украине – в конце октября выборы депутатов Верховной рады, предсказать исход которых трудно. Неспокойно в Киргизии – опять мятеж в столице, не всё ясно, кто за этим стоит и что делать. Впереди новые выборы на пространствах СНГ – и новые гарантированные обманутые ожидания для тех в России, кто после каждого крупного события в ближнем зарубежье надеется, что вот теперь отношения с Москвой пойдут как надо. Это нереально. Достаточно послушать лидера «Грузинской мечты», победившей на парламентских выборах, Б. Иванишвили: основной вектор – США, да и в НАТО и ЕС Грузия, как и прежде, устремлена.
На ситуацию полезно взглянуть глазами политика любого постсоветского государства. После соглашений о развале СССР в Вискулях, сразу обрушивших экономику, финансы и социальную защиту советских республик и взваливших на них, как оказалось, тяжкое бремя суверенитета, как может такой политик смотреть на Россию – головную в апокалиптической беловежской тройке?
Развод в СССР был очень жестоким, в 90-е годы самые оптимистичные саммиты СНГ давали сухой остаток: выживайте, дорогие бывшие братья, кто как может. «Старший брат» превратился в довольно жёсткого и скупого партнёра, хотя поддержание и развитие отношений со странами СНГ было заявлено приоритетной сферой. В такой ситуации как не принять и не приветствовать помощь или поддержку Америки, Китая, стран Европы, Турции, как не создать для них хороший климат по продвижению их интересов? Суверенные независимые государства вправе свободно делать то, что считают нужным, в том числе по линии военного сотрудничества. Не нравится? А откуда всё пошло?
Сегодняшнее постсоветское пространство – сложнейшее переплетение реалий. Это совсем другие государства и общества, чем 20 лет назад. Здесь гораздо энергичнее, чем в самой России, выстраивают национальную идентичность, продолжается борьба за выживание (удачливые умножают активы), страны СНГ открыты миру, глобализуются, Запад (США, Европа) и Восток (Китай) борются за влияние в этой части Евразии, в элитах сложились проамериканские, проевропейские и т.д. группировки.
Россия? Один из игроков на геополитическом пространстве СНГ. Крупный, иногда основной торговый партнёр, даёт работу миллионам гастарбайтеров, которые кормят миллионы семей. Особые отношения в политике, человеческие и культурные связи с Россией – в основном удел людей старшего и среднего поколения, молодёжь часто не знает русского языка – его преподают далеко не во всех школах.
Для многих в СНГ Россия не слишком привлекательна, но с ней приходится иметь дело – она близко, она богатая, заработать деньги в России легче, чем где-либо. Но чтобы изменилось отношение к России, Россия должна измениться сама. Образ старшего брата в прошлом. Может быть, взять за основу образ старшей сестры – умной, справедливой, доброй и при этом требовательной?
Извлечение уроков
,
доктор экономических наук:
– Добрососедство можно быстро испортить, налаживать куда труднее. При Саакашвили среди грузин насаждались антироссийские настроения, они пустили корни. Победа «Грузинской мечты» не предвещает скорых радикальных перемен. Камень преткновения – независимые государства Абхазия и Южная Осетия. Обвиняя Саакашвили в развязывании войны с Россией в 2008 году, Иванишвили не снимает задачу «восстановления территориальной целостности Грузии».
Саакашвили провёл конституционные изменения с прицелом занять в 2013 году после президентских выборов становящийся главным пост премьер-министра, но попал в ловушку. От его десятилетнего правления с массой вывертов и провалов многие в Грузии устали. И не только в Грузии. А тут ещё факты издевательств в тюрьмах! Запад пришёл к выводу: Саакашвили не тот партнёр.
Победив, Иванишвили объявил, что первый зарубежный визит нанесёт в США, а курс на интеграцию с ЕС и НАТО сохранит. Правда, одновременно сказал о необходимости улучшения отношений с Россией, расширения торгово-экономических и культурных связей.
Но и это будет непросто. Противники Иванишвили в команде Саакашвили не перестают представлять его «орудием Кремля». В грузинских СМИ муссируются слухи, что свои 6,4 миллиарда долларов он нажил в России при поддержке верхов «враждебной державы». В реальности Иванишили не имел контактов с Путиным и Медведевым. Десять лет назад он переселился в Грузию, в последнее время распродал почти всю российскую собственность, передав деньги в управление европейским и американским банкам. Факт и то, что в коалиции «Грузинская мечта» есть силы, выступающие даже за ужесточение курса по отношению к Москве.
Это ошибка. В улучшении наших связей Грузия нуждается неизмеримо сильнее, чем Россия. Наши потенциалы смешно сравнивать. У нас в России проживает свыше ста тысяч грузинских граждан, они помогают бедствующим семьям (в Грузии безработица, по официальным данным, свыше 16 процентов, а в реальности ещё выше). Любые опросы показывают: большинство грузин – за нормализацию отношений с Россией.
Иванишвили – сторонник либерализма, придерживается западной ориентации. В отличие от Саакашвили, пытавшегося превратить Грузию в кавказский Сингапур, он хочет построить что-то типа Бельгии или Дании.
И всё же появляется тенденция к размыву ледяных пластов напряжённости. Соблюдая достоинство, России не следует искусственно тормозить процесс, но и торопиться тоже не стоит.
Что касается Абхазии и Южной Осетии, то речь надо вести не только о «потерянных» Грузией территориях, а и о судьбах народов – осетин, абхазов, о тех притеснениях и унижениях, через которые они прошли, даже о более тяжких преступлениях. Такое нелегко простить! Грузии надо сначала самой осмыслить историю, извлечь уроки, а не винить в «оккупации» северного соседа. Свою судьбу и то, с кем им быть, абхазы и осетины пусть уж сами решат.
Опрос подготовил