Орнаменты Амета Калафатова широко использовались художественными артелями в Крыму
Амет Калафатов – один из самых ярких, одарённых представителей крымско-татарского изобразительного искусства довоенного периода, мастер-оружейник, чеканщик, создавший за полувековой период своего творчества около 300 оригинальных орнаментов для настенных росписей, тканей, вышивок, чеканных работ. Участник крымских, всесоюзных и зарубежных выставок, с 1940 г. член Крымского союза художников.
Амета Калафатова искусство влекло с детства. И.К. Айвазовский предлагал способному мальчику обучение в своей мастерской, но верующие родители отказались от предложения, не желая идти против шариата. Ему пришлось стать чеканщиком по профессии. Он научился этому ремеслу с 12 лет, когда его семья поселилась в Карасубазаре, где были особенно сильны традиции медно-чеканного мастерства. Позже работал подмастерьем в мастерской сундучника. В 1922 г., переехав в Симферополь, открыл собственную мастерскую. В начальный и зрелый период своего творческого пути Калафатов был известен как отличный мастер-оружейник не только в Крыму, но и за его пределами. По свидетельству сотрудника Крымского этнографического музея Ю.С. Вайсенгольда, одно из ружей, украшенных Калафатовым, находится в Музее оружия в Туле. Он обладал острым чутьём формы и рисунка, богатой памятью узора и живой творческой фантазией. Создавая свои узоры, чеканя их на металле, мастер выработал безошибочно точный глазомер, твёрдую руку, довёл до предельной чёткости свои декоративные композиции. Внучка Калафатова Диляра Галактионова – по основной специальности врач и известный в настоящее время в Узбекистане и за его пределами художник декоративно-прикладного искусства – пишет в своих воспоминаниях: «…дед изготовлял ружья изумительной красоты, покрытые золотым узором… далее ствол ружья и «щёчки», которые монтировались по обеим сторонам около курка, были готовыми, дед только украшал их, но приклад он делал сам. Я могла наблюдать, как кусок орехового дерева в его умелых руках постепенно превращался в приклад. Видела, как дед красил и полировал его до блеска, прикрепляя к нему узорчатые пластинки».
После конфискации мастерской в 1933 г. А. Калафатов стал заниматься исключительно рисованием. Особенно быстро он овладел техникой рисунка пером. Этот способ напоминал старому чеканщику работу штихелем. Постепенно творческие поиски приводят мастера к цветной туши, с помощью которой он достиг удивительных эффектов. За два года работы А. Калафатов создал около трёхсот полихромных и монохромных композиций узора.
П. Чепурина писала о мастере: «Для А. Калафатова характерна чрезвычайная широта стилистических поисков, указывающая на то, что он хорошо знаком с различными национальными орнаментами народов Востока. На этом знакомстве базируется его новаторство. Но мастер, как это показывает его графика, превосходно знает и историю своего искусства, обладающую такими замечательными произведениями, как росписи Ешиль-Джами и памятники Азиса близ Бахчисарая, как резьба Эски-Крыма и Чуфут-Кале. Уже в акварельных рисунках, выполненных в 1937 г., мастер развивает эстетические принципы народного узора, вводя новую трактовку растительных форм цветка в три четверти, использует ракурс. Он вводит объёмность в ряд деталей узорной композиции, оживляя традиционную декоративную плоскостность узорных плетений… Он применяет сочетание коричневого, жёлтого и чёрного тонов, новое для крымско-татарского народного творчества. Чёрный тон употреблён в разреженном виде, в обрамлении сердцевидных деталей узора. В пальметовидные мотивы мастер вводит рубиново-красный тон».
Ряд композиций, созданных А. Калафатовым, родственен народному узору Анатолии, орнаментальным формам народного творчества Ирана, однако переработанным и вплетённым в собственный стиль. В чеканном узоре по блюду «сини» традиционное членение круга на шесть орнаментированных сегментов А. Калафатов заменяет на пятиконечное, создавая звезду, гармонично вписанную в узорные обрамления. Наряду с изображениями стилизованных кипарисов, мастер создаёт мотивы, напоминающие китайскую трактовку цветка.
Анализируя рисунки мастера, нетрудно заметить, что целый ряд новых композиций не уступает по своему эстетическому совершенству высокохудожественной традиции народного узора. Старость мастера стала молодостью одного из новых видов народного творчества Крыма. Новая узорная графика – это чрезвычайно ценная ветвь преобразующегося искусства.
В апреле 1925 г. А. Калафатов по персональному приглашению участвовал в Париже в Международной выставке декоративных искусств, где экспонатам Крыма была присуждена серебряная медаль. Его работы экспонировались в сентябре 1927 г. в Москве на выставке искусств национальностей СССР, в мае 1935-го в Московском музее восточных культур на выставке татарского и караимского искусства, в 1937 и 1939 гг. на выставках в Симферополе, в 1938-м в Ялтинском восточном музее.
В 1938 г. орнаменты Калафатова приобрёл отдел восточных культур Третьяковской галереи, пять орнаментальных композиций, выполненных на деревянных досках, приобрёл Ленинградский этнографический музей, десять орнаментальных композиций пополнили Симферопольский художественный музей. Образцы орнаментов А. Калафатова для Московского Дома народного творчества были приобретены П.Я. Чепуриной.
Калафатова приглашали в г. Бахчисарай для создания орнаментальных росписей в период реставрации ханского дворца-музея. Его работы хранятся в крупных музеях мира: Париже, Лондоне, Петербурге, Пекине, Москве.
Амет Калафатов, сотрудничая с редакцией газеты «Красный Крым», создавал крымско-татарский национальный орнамент для обложек книг и журналов. По заданию газеты выполнял графические работы орнаментального характера для газет с 1936 по 1938 г.
Орнаменты Калафатова, созданные на основе крымско-татарского народного искусства, широко использовались в Крыму разными художественными кустарными артелями и некоторыми ткачихами и вышивальщицами.
Он был всесторонне образованным человеком, имел обширную библиотеку, владел иностранными языками, играл на музыкальных инструментах, пел.
По стопам деда пошли его внуки и правнуки: Мансур Ваапов (ныне покойный) руководил в Самарканде (Узбекистан) художественной мастерской, Риза и Рустем Вааповы – художники-оформители, Галактионова Диляра и её дочь Эльвира – художницы-золотошвейки, Галимов Асан – художник, член Союза художников и Союза мастеров Украины, Галимов Мурат – высококлассный мастер-прикладник по металлу, Галимовы Мустафа, Амет и Рефат – также мастера по металлу.
Нурия Акчурина-Муфтиева
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Нурия Акчурина-Муфтиева
– доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Крым. Научные интересы: крымско-татарское декоративное искусство, искусствоведение, культурология, педагогика. Крымский инженерно-педагогический университет, кафедра декоративного искусства, руководитель магистерских программ. Автор монографий: «Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV – первой половины XX вв.», «Ислам в истории и культуре Крыма. Разделы: Мусульманская архитектура Крыма; Декоративно-прикладное искусство мусульман Крыма. /Учебное пособие для учителей общеобразовательных школ (колл. авторов)», «Искусство Крымского ханства. Колл. монография: История татар с древнейших времён. Т. 4.», «Крымско-татарское женское головное покрывало в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. (авторы: Акчурина-Муфтиева Н.М., Абдураманова С.Н.) Каталог» и др.
Автор учебных пособий по педагогике: «Развитие творчества в изобразительной деятельности детей», «Развитие детского творческого конструирования из бумаги» и др. Живёт в Симферополе.