Сейчас люди в России в большинстве совсем уже не то чтобы даже разучились, а хуже – расхотели петь, и любое согласное звучание мелодии живыми голосами на фоне бубнящих барабанов и попсы можно назвать вполне уже музейным явлением. Недаром и на открытии фестиваля в Эколого-биологическом центре «Следово» имени Ю.П. Карвацкого было сказано: «Мы ставим задачу сохранения бардовской песни». Видите – сохранения, а не пропаганды. А самодеятельная песня в России – это шедевры Визбора, Клячкина, Окуджавы, Высоцкого, Кима, Городницкого, Сыскина и многих других авторов, шедевры и слова, и музыки (что отмечал ещё великий Валерий Гаврилин). Ещё недавно молодёжь с гитарой у костра была обыденным явлением, теперь уже, увы, это почти редкость.
Здесь, в Следове, продолжают певческую традицию. Открыли выступления ребята из города Вязьмы, клуб авторской песни «Диалог», – пели классику жанра, Окуджаву, – это было очень отрадно наблюдать. Секрет понятен: достаточно лишь взглянуть на их фанатичную руководительницу Лидию Чинарёву – блестящую бардовскую певицу с превосходным голосом. На фестивале выступал Дмитрий Богданов из знаменитых «Песен нашего века». Приехали барды даже с Сихотэ-Алиня (!), из городов центральной России, из Москвы – люди по-прежнему тянутся к хорошему, важно только создавать его эпицентры, как это делают в Следове. Среди многого запомнилась милая авторская песня о городе Плёсе в обаятельнейшем исполнении Сергея Малегина из Солигалича, яркая манера Леонида Каблукова из Иванова, блистательное исполнение песни про Марусю в городе Тарусе бардовской звездой Костромы Ириной Соколовой. Наконец, как выяснилось, сам директор центра «Следово» Антон Иванов – сложившийся энергичный исполнитель. Жива, жива ещё песня под гитару – движитель сердец, звенят ещё эти сокровенные переборы! Но сказать хочется не только об этом.
Хорошо написал про Следово замечательный костромской литератор Николай Муренин: «Здесь человек не хозяин над природой, а её союзник. Нужно не только брать от природы, но и отдавать ей столько же, даже чуть больше. И тогда рукотворная красота соединится с природой и возникнет такое чудо, как Следово».
Так и есть. Ведь здесь проводится не только фестиваль песни, но и знаменитый теперь уже на всю страну фестиваль цветов, причём дети на нём – экскурсоводы. «Следово» работает, несмотря на то что к привычным бедам хронического безденежья добавился ещё и коронавирус. Группы школьников приезжают сюда на биологическую практику из Костромы и других городов. Есть здесь и храм, построен он ещё при создателе «Следова», выдающемся биологе и педагоге Юрии Карвацком, – часовня Всех Святых.
Сюда попадаешь как в какое-то подобие рая – выложенные древним камнем дорожки, гроты, мостики, пруд бывшего парка, по-старинному чистый и украшенный лотосами поверх зелёной воды, клетки для птиц и животных, гирлянды диковинных растений, наконец, добрейшая вековая костромская хвоя, думающие тропинки в её тени – истинное чудо. Всё здесь взывает человека к образумлению. Песня в живых голосах на открытой эстраде среди «пустыни прекрасной» вписывается в это с какой-то поразительной совпадаемостью.
И вот подумалось в «Следове», куда на несколько часов удалось спрятаться от окружающих коронавирусов и мировой коммунальной свары: человечеству, возможно, придёт спасение тогда, когда самыми престижными профессиями станут не финансист, экономист и юрист, а ботаник, биолог и зоолог. Экологии духа должна предшествовать экология земли – начала всякой гармонии.
И тогда родится новая песня, новые ребята под гитару её запоют, но не забудут и старые нетленные песни о настоящей любви и правде, о стихии путешествий, «стоптанных дорог»! И опять станут читать девушкам стихи на свиданиях под счастливыми липами, и новая мелодия родится в привольно вздохнувшем мире. Человек вспомнит опять о красоте – и затеет её!
Алексей Вульфов