Скорее всего, уже в начале мая в России появится общественное телевидение (ОТВ). Однако за три месяца до подписания соответствующего президентского указа контуры нового канала – юридические, организационные, творческие – окончательно не определены.
В декабре 2011 года Михаил Федотов (председатель Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека) предложил создать ОТВ на базе ВГТРК. Эта инициатива обсуждалась на страницах «Литературной газеты» с критических позиций, высказывались сомнения в целесообразности упразднять мощный государственный телересурс.
И вот появилась возможность узнать детали планируемых реформ. На круглый стол в Доме журналистов собралось экспертное сообщество, чтобы выслушать и задать вопросы членам рабочей группы по созданию ОТВ. Группа работает в рамках президентского совета, возглавляемого Михаилом Федотовым.
Предлагаем вниманию читателей ознакомиться с некоторыми соображениями участников круглого стола и определить, являются ли планы реформирования ТВ элементом развития гражданского общества или представляют для гражданского общества угрозу.
Присутствие на мероприятии Михаила Федотова было ограничено во времени, он спешил к генералу Колокольцеву на встречу, посвящённую протестным акциям 4 февраля, что само по себе символично. Именно с митинговой активностью связывают президентское решение создать ОТВ. Кроме того, в составе рабочей группы – видные представители Болотной, а среди участников круглого стола – активные её популяризаторы.
Однако общность политических взглядов не стала почвой для абсолютного единодушия в вопросе создания общественного телевидения.
Михаил Федотов проинформировал о требованиях Дмитрия Медведева в части принципов финансирования ОТВ. Президент выступает против использования бюджетных средств, абонентской платы и при этом считает необходимым отказаться от рекламы.
Вот каким образом прокомментировал эту концепцию режиссёр Виталий Манский: «Государство сказало: пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что. Нельзя использовать рекламу, нельзя получать деньги от государства, нельзя от подписчиков – это абсурд, технологический абсурд. Невозможно построить дом без фундамента!..»
Наталья Синдеева (директор телеканала «Дождь») доказывала, что формировать новую структуру не имеет смысла: «…О’кей, давайте уберём рекламу с ВГТРК, создадим общественный совет, уберём цензуру, ручное управление всей идеологией этого канала, поменяем менеджмент – вот вам и общественное телевидение!»
В ответ Михаил Федотов сообщил, что именно на такой схеме, «простой и легко реализуемой», был основан его проект, переданный президенту в декабре, и не исключил: «…эта схема может быть принята».
Обсуждение принципов финансирования ОТВ не могло обойтись без стандартного опасения: «Кто платит, тот заказывает музыку». На что Михаил Федотов отреагировал эмоционально: «На мой взгляд, эта формула представляет собой квинтэссенцию пошлятины и действует только в публичном доме». Обозреватель «ЛГ» напомнил о временах ОРТ Березовского и получил резкую отповедь: «В России общественного телевидения не было никогда. У нас была организация – ОРТ, но с таким же успехом она могла называться «вселенское телевидение лучших людей».
Попытка представителя «Литературной газеты» выяснить, с чем связана такая спешка, почему декабрьская инициатива президента должна обязательно стать реальностью уже в мае, потребовала от руководителя рабочей группы обобщений: «Это связано с комплексной политической реформой. Общественное телевидение – это не про телевизор, это про общество, про гражданское общество, про сознание людей, про ментальность».
Развил эту мысль член рабочей группы по созданию общественного телевидения, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека Даниил Дондурей. Приведём несколько цитат из его выступления, которые позволят судить читателю о масштабах и характере задуманных реформ:
«Это будет принципиально другое телевидение, даже не телевидение (мы отказались от этого слова), правильно говорить «общественное вещание», где будут: ТВ, радио, Интернет, новые платформы…»
«…Либеральные руководители – от Сеславинского до Венедиктова – крайне отрицательно к этому относятся, считают, что в России уже есть общественное вещание – «Эхо Москвы», «Дождь», интернет-ресурсы какие-то… Мы решили: это очень недемократический подход, поскольку, как известно, пользуются Интернетом 60 млн. человек, общественно-политическими процессами интересуются не более 15% (7–8 млн.). А телевидение смотрят от 90 до 102 млн. в сутки… Мы исходим из того, что без большого федерального вещания это не имеет смысла…»
«…Глупо думать, что иная модель проектирования реальности в России устарела, она ещё не началась. Речь идёт не о телевидении, не о СМИ, речь идёт о принципиально другом программировании общества, о других отношениях с аудиторией, других формах коммуникаций, разного рода инновациях…»
Итак, попробуем выделить главное, что связано с организацией, разработкой концепции ОТВ, подчеркнув, что проект находится на стадии обсуждения – об этом неоднократно заявляли участники рабочей группы.
1. Рабочая группа состоит из экспертов, являющихся носителями вполне определённых политических взглядов. Персоны, близкие к Совету по развитию гражданского общества, а следовательно, поддерживающие идеи «десталинизации», «десоветизации» и т.д., руководствуются в своей работе именно этой политической платформой.
2. Рассматривать концепцию ОТВ в отрыве от мировоззренческих позиций её создателей невозможно, так как именно политическая заинтересованность заставляет участников рабочей группы с энтузиазмом работать над планом реформы ТВ.
3. Представители рабочей группы – влиятельная часть экспертного сообщества, однако множество профессионалов, в том числе имеющих сходные политические взгляды, по разным причинам не поддерживают концепцию ОТВ.
4. То, что известно о концепции рабочей группы Михаила Федотова, свидетельствует о нежелании ограничиваться целевой аудиторией «офисного планктона», столичной либеральной интеллигенцией. Масштаб замысла предполагает вовлечь в орбиту своих интересов массы. Предполагается воздействовать на архетипические признаки, перепрограммировать ментальность народа.
5. Планы эти сопровождаются привлекательной риторикой о «рекламе как форме цензуры», в процессе дискуссии точно и профессионально отмечаются «болевые точки» современного ТВ (безнравственность, агрессивность), что, безусловно, указывает на общие родовые черты концепции ОТВ (по версии рабочей группы Федотова) с моделью митингов на Болотной с их безукоризненным лозунгом «За честные выборы».
6. Участники рабочей группы последовательны в нежелании объявлять список планируемых руководителей будущего ОТВ, хотя по косвенным признакам можно предполагать: кто-то из них всё-таки рассчитывает на получение должности в новой структуре.
7. Участники рабочей группы не раскрывают своих планов по содержательной части («контенту») будущего канала, ограничиваясь общими, часто узкопрофессиональными формулировками, резонно полагая, что любая конкретика делает их многократно уязвимее к критике…
Понимая, что в рамках скоротечного круглого стола не так легко точно и исчерпывающе заявить о своей позиции, предлагаем участникам рабочей группы высказаться на страницах «ЛГ» – рассказать о своём «идеальном телевидении», ответить на волнующие зрителей вопросы, развеять слухи и домыслы. Предложения опубликовать статьи или дать интервью «ЛГ» сделаны в том числе и лично: Михаилу Федотову, Даниилу Дондурею, Анатолию Голубовскому. Надеемся, что они согласятся.
Отдел «ТелевЕдение»