Вчера в ЮАР стартовал XV саммит БРИКС, с которым связано немало ожиданий. Встреча в Южной Африке – вторая в условиях новой реальности, которая началась в феврале 2022-го и отмечена движением к системным переменам в мире. Пятёрка крупнейших незападных государств – РФ, КНР, Индия, Бразилия, ЮАР – ныне больше, чем когда-либо, имеет шансы сплотить вокруг себя тех, кто недоволен мировым порядком по-американски.
Около сорока стран, по данным ЮАР, проявили интерес к вступлению в БРИКС официально или неофициально. Среди них Саудовская Аравия, Иран, Египет, Алжир, Аргентина. Достижением предыдущего саммита в Пекине было создание новой резервной валюты по типу корзины. Можно ожидать нового продвижения в создании реальной валюты БРИКС, что ускорит дедолларизацию экономик. Кстати говоря, новый Банк развития БРИКС уже профинансировал 98 проектов. Слоган XV саммита — «БРИКС и Африка: партнёрство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и всеохватной многосторонности». Россия после встречи по проблемам Африки в Санкт-Петербурге глубоко погружена в тематику, и спрос на неамериканское, незападное лидерство высок. И отказ в приглашении на саммит президенту Франции, несмотря на его желание приехать, также это в определённом смысле отражает. Формирование более справедливого и сбалансированного миропорядка – главная цель БРИКС, очевидно благое дело. Можно даже ставить задачу стать неким аналогом G7, чтобы баланс сил реально изменился.
Звучит прекрасно, и пусть бы воплотилось так же хорошо. Но внутри БРИКС достаточно противоречий, некоторые неразрешимые, как соперничество между Китаем и Индией. Притом в момент, когда США наращивают давление на КНР, Дели всё заметнее втягивается в орбиту Вашингтона. Выявил проблемы и переход на расчёты в «местной валюте»: в торговле с Индией РФ оказалась с миллиардами рупий на счетах при непонимании, что с ними делать. Или вот расширение. Тут КНР двумя руками за (это позволит Пекину усилить политическое влияние в противовес США), но не спешит Бразилия, опасаясь, что клуб может потерять функциональность. Да, Афганистан, Сирия, Пакистан в случае принятия получат более широкие возможности в разных сферах, но проблем и расходов БРИКСу добавят.
Очевидно, что за океаном не сидят сложа руки. Решение Международного уголовного суда заставило ЮАР призадуматься, и вот президент Путин участвует во встрече в видеорежиме, а в Африку прибыл глава МИД РФ. Вашингтон последовательно выкручивает руки многим странам, заставляя некоторые следовать в русле беспрецедентных санкций против России.
В развивающемся мире здравые люди понимают, что в качестве альтернативы им предлагается отнюдь не социализм, как в советское время, а другие версии капитализма с центрами в Москве, Пекине или Дели вместо Вашингтона, Лондона или Парижа. Законы капитала диктуют максимизацию частной прибыли, снижение зарплаты, урезание социальных прав, а на каком языке правила написаны – на английском, французском, китайском или русском – особого значения не имеет.
Очевидно также, что с учётом нынешнего обременения России –вооружённого конфликта без заметных пока сроков завершения – высока вероятность, что в ближайшей перспективе главным бенефициаром растущих возможностей БРИКС станет Китай.