Совет Федерации утвердил принятый Госдумой после четырёхчасовых прений закон о повышении пенсионного возраста. Документ с разной степенью «жёсткости» критиковали «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ, однако из 415 членов нижней палаты парламента, присутствовавших на заседании, «за» проголосовали 332 депутата, «против» только – 83.
Ни «соколы Жириновского», ни эсеры-мироновцы, ни коммунисты-зюганисты, нарушившие по такому случаю думский дресс-код и щеголявшие в белых майках с перечёркнутыми числами «65» и 63», явно не собирались всерьёз бодаться с Кремлём и Белым домом из-за пенсионеров. Профсоюзы – тоже: их хватило разве только на роль «свистка», посредством которого выпускался пар недовольства через высочайше дозволенные митинги. Да и в настроениях «масс» чувствовалась скорее обречённость, нежели желание борьбы до победного конца. Недовольство людей слабо отразилось и на итогах только что прошедших губернаторских выборов, зато, как метко выразилась глава ЦИК Элла Памфилова, «многие кандидаты на этом серьёзно оттоптались».
Поражает непривычная для нашей бюрократии скорость, с которой был принят законопроект, предусматривающий повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65. Документ был внесён в Госдуму правительством в июне, на фоне отпусков и чемпионата мира по футболу. Первый вариант сделали «супержёстким», видимо, чтобы было куда отступать в случае бурной реакции населения. Но «бурной реакции» не случилось, если не считать некоторого падения рейтинга Путина. Поэтому в июле документ был принят в первом чтении.
Но вот когда народ оклемался от мундиаля, вернулся из отпусков, и многие не на шутку взволновались, – тут-то и наступил черёд вмешаться президенту, поскольку в России ещё никто не отменял принципа «злые бояре – добрый царь». Как и следовало ожидать, в августе Владимир Путин выступил с телеобращением и объявил о смягчении условий реформы, предложив на переходный период считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию и рекомендовав повысить пенсионный возраст для женщин не до 63, а до 60 лет. Президент также выступил за досрочный выход на пенсию для многодетных матерей и введение мер защиты «предпенсионеров», в том числе повышение пособия по безработице для них, введение ответственности для работодателей за увольнение, пообещал сохранение льгот женщинам с 55 лет, а мужчинам – с 60 лет. Эти предложения, оформленные, как поправки к законопроекту, были внесены президентом в Госдуму 6 сентября, в этот же день «Единая Россия» внесла свой первый пакет поправок, а на состоявшемся 26 сентября втором чтении предложенный «злыми боярами» законопроект был единогласно принят с поправками Путина!
Пока население искало, где тут подвох, СМИ взахлёб рассказывали о счастливых румянощёких старцах, работающих в свои сто лет, а думцы выступали с пламенными речами на тему «мы снизим пенсии себе» и «пенсии будут расти быстро». Параллельно принимались «смягчающие» законы. Так, Госдума ратифицировала конвенцию Международной организации труда о минимальных нормах соцобеспечения, предусматривающую, что пенсия по старости должна составлять не менее 40 процентов от заработка. Про обещанную ранее индексацию пенсий работающим пенсионерам как-то забыли, зато депутаты решили с 2019 года направлять в бюджет ПФР средства, изымаемые по решению суда у отдельно взятых коррупционеров. По прогнозу Федерального казначейства, за пять лет поступления могут составить 1,8 миллиарда рублей. Правда, один из авторов законопроекта, депутат-единоросс Андрей Исаев, проговорился, что эта сумма условна, ибо никто не знает, сколько денег изымут у коррупционеров и изымут ли их вообще. Вдруг коррупцию мы-таки победим?
В качестве социальной защиты людей предпенсионного возраста введена уголовная ответственность за их увольнение. В УК появилась новая статья, за нарушение которой работодателям грозит штраф аж до 200 тысяч рублей (или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев), а также обязательные работы. Наказания в виде лишения свободы статья не предусматривает, хотя поначалу многие депутаты грозили работодателям-нарушителям реальной отсидкой на нарах.
Теперь, с вступлением в силу нового закона, работодатели вообще не рискнут принимать на работу «предпенсионера» – такого возьмёшь, а потом бегай из-за него по судам и плати штрафы. Все знают, что при получении резюме работодатель первым делом смотрит на дату рождения. Автор статьи недавно самолично убедился в этом, направив в несколько контор резюме: сначала с реальным возрастом, а потом – убавив себе лет этак двадцать. И что вы думаете? Меня, молодого, все пригласили на работу, а вот на резюме с настоящим возрастом ответом было молчание. Но в суд молчание я предъявить не могу. Согласитесь, трудно надеяться на то, что отыщется работодатель-идиот, который прямо брякнет, что он не возьмёт вас на работу по причине вашего предпенсионного возраста.
С другой стороны, надо понять и предпринимателя. Возьмёт он на работу иного «предпенсионника», а тот окажется ленивцем, неумехой или вообще алкоголиком – и что прикажете с таким делать? Конечно, наши неглупые работодатели найдут выход и из такой, казалось бы, патовой ситуации: три выговора за опоздание на работу – и прости-прощай, товарищ предпенсионер! Правда, такую же методу работодатель может применить и по отношению к хорошо работающему «предпенсионнику». Всегда найдётся к чему придраться – было бы желание, правда?
– У нас разрабатываются программы по поддержке людей предпенсионного возраста, – заверяют в правительстве. – Скоро эти программы начнут работать!
Программы – это здорово. Но не лучше ли было сначала разработать эти программы и опробовать их на практике в каких-то регионах, а потом уже принимать пенсионный закон? Иначе ведь многие «предпенсионеры» могут просто не дожить до того счастливого момента, когда эти программы «начнут работать».
Григорий Саркисов