Санкт-Петербург по праву называют культурной столицей России. Именно здесь жили и творили многие великие русские писатели, поэты, композиторы и художники, да и сам город, созданный выдающимися архитекторами, – музей под открытым небом. Сохранить память об этом великом наследии – важнейшая задача, одна из главных в повестке деятельности Законодательного собрания города (ЗАКС). Ведь ни одна политическая проблема в последние годы не вызывает такого общественного резонанса и единения петербуржцев, как градозащитные вопросы.
– Это действительно так, – соглашается заместитель председателя ЗАКСа Санкт-Петербурга Марина Шишкина. – Мы живём в особенном городе. Кто-то называет это петербуржским снобизмом – мол, вы о сбитых «мефистофелях» переживаете больше, чем о росте тарифов ЖКХ. Я же называю это феноменом петербургской исключительности, когда горожане искренне переживают за свой город-музей. И тут нет мелочей. За каждым домом-памятником, исторической панорамой, архитектурными ансамблями внимательно следят петербургские активисты. В депутатской работе мнение такой общественности, с которой у нас выстроен конструктивный диалог, очень помогает. Думаю, практически каждый из депутатов имеет в штате специалистов по вопросам градостроительства. Ведь нередко споры ведутся вокруг, казалось бы, нескольких камней или даже клочка земли, которые нужно сохранить нетронутыми, и ошибки могут обернуться безвозвратными утратами уникального наследия.
Конечно, сохранить всё в первозданном виде невозможно, ведь город не пустынные безлюдные Помпеи, по которым ходят только туристы. Но кто сказал, что культура современности или культура будущего – ещё не возведённые здания или не проложенные перспективы – недостойны любования и сохранения? Ещё 15 лет назад, например, не было панорамного вида с Западного скоростного диаметра на «Лахта-центр» или «Зенит-Арену», а теперь это узнаваемые виды современного Петербурга. Того самого, который на развалинах Ниеншанца возводили Трезини, Растрелли, Монферран и другие. Задача властей, в том числе и депутатов городского парламента, – прокладывать фарватер сбалансированного градостроения, где прошлое, настоящее и будущее одинаково прекрасны.
– В Указе Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» говорится о необходимости создания «условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Что делает ЗАКС для исполнения положений этого документа в том, что касается, в частности, литературы?
– С 2002 года вручается учреждённая Законодательным собранием литературная премия имени маршала Советского Союза Л.А. Говорова. Она присуждается за создание произведений документально-художественной прозы о Великой Отечественной войне, в том числе и о блокаде Ленинграда. В этом году за награду впервые поборются и авторы детских произведений. Нынче в конкурсную комиссию поступили прекрасные работы, среди них: «Зелёный пояс Славы» Анатолия Аграфенина, «Зарро – храброе сердце» Сергея и Светланы Палкиных, «Двенадцать поэтов 1812 года» Дмитрия Шеварова, «Пусть каждый исполнит свой долг» Якова Гордина, «Путь Ленинградской победы. Воинская слава Ленинградской области» Александра Коваленко, «Такая разная война…» Михаила Соловьёва, «Ни дня без Победы! Повесть о маршале Говорове» Алексея Кирносова. Заставить современного человека открыть новую книгу о блокаде, выдержанную в реалистических традициях, без исторических небылиц и неуместных аллюзий – огромный вызов для писателя. Написать же такую книгу для современного ребёнка – ещё более сложная задача.
– Как сообщает пресс-служба, в помещениях ЗАКСа постоянно организуются выставки, презентации книг, вручаются премии писателям и художникам, другим деятелям культуры. Исторические традиции продолжаются?
– В Собрании работает информационно-просветительский парламентский центр, силами его специалистов организуются выставки, экскурсии и прекрасные концерты. Напомню, что ещё при первой хозяйке Мариинского дворца Марии Николаевне там устраивались балы, маскарады, благотворительные вечера. В Ротонде проходили рождественские ёлки для детей, а в Квадратной зале ставились любительские спектакли. В основном концертном зале выступали и профессиональные певцы, музыканты и любители из дворянских семей.
У концертов в Ротонде и сегодня праздничное настроение, мне лично очень нравится, когда в Мариинский приезжают гости. Отмечу, что дворец буквально ожил в последний год, открылся для горожан. Вы же помните, что он был построен в качестве свадебного подарка императора Николая I своей дочери. Белые колонны в два яруса, световой фонарь и круглая форма зала дали повод к тому, чтобы Ротонду сравнивали с невестой в подвенечном платье. Так вот, каждый концерт там – как свадьба, он вселяет чувство сопричастности к счастью молодых, предвкушение новой прекрасной жизни.
– Марина Анатольевна, вы сравнительно недавно заняли пост заместителя председателя ЗАКСа. Какие задачи вы ставите перед собой в этой должности? Какие приоритеты, по вашему мнению, должны быть сегодня у городской власти в эти судьбоносные для России времена?
– Мой жизненный принцип: не место красит человека, а он его. В моей судьбе случались и большие взлёты, и большие падения, опыт научил тому, что не бывает проблем важных и не очень. Наличие служебной машины не мешает мне ездить в метро и на общественном транспорте и помнить о том, что моя зарплата идёт из карманов простых налогоплательщиков. Поэтому приоритетом для меня всегда будет оставаться благополучие людей и человеческая жизнь.
Я хочу, чтобы в Петербурге действовали законы, нужные и удобные горожанам. Приведу несколько примеров. «Справедливая Россия» была первой фракцией, которая единодушно выступила против крайне неудачного закона о реновации. Удалось настоять на поправках в бюджет, которые помогут профинансировать строительство необходимых людям социальных объектов, ремонт улиц, благоустройство любимых скверов, устранение несанкционированных свалок. Мы заметно скорректировали закон о предоставлении горожанам бесплатной юридической помощи, распространив его действие на более широкий круг лиц. Мы не позволили принять в исходной редакции закон о регулировании деятельности уличных музыкантов, отменив излишнюю бюрократию, а также многое другое.
– В прошлом вы – журналист, были деканом факультета журналистики СПбГУ. Помогает ли прежняя профессия работе в городском парламенте?
– Политика, как и журналистика, – прежде всего коммуникация. Нужно же уметь убедить коллег в правильности своей позиции, грамотно мотивировать свои предложения, приводить аргументы. Ещё один краеугольный момент: в журналистике всегда важны детали, и ценнейшее качество профессионального репортёра – умение эти детали подмечать, внимательно слушать собеседника. В политике умение слушать и слышать людей с их болью, предложениями и просьбами – один из самых главных показателей. Многие приходят к тебе на приём просто выговориться, и я всегда этому рада. Хороший журналист умеет пропустить через себя чужую боль, сделать её своей. И хороший политик – тоже.
– Какие книги вы сегодня читаете? Согласны с мнением, что писатели уже перестали в России быть «властителями дум»?
– К сожалению, сейчас читаю меньше, чем раньше. В основном в выходные или находясь в отпуске. В читательском тонусе помогает держаться то обстоятельство, что я много лет являюсь членом жюри национальной премии «Большая книга». В этом году голосовала в поддержку романа Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной» и очень рада, что именно он в итоге занял первое место. Автор по крупицам восстанавливает исторический подтекст романа Льва Толстого – и тут выясняется, что мотивы поступков и обстоятельства, при которых они совершались, многое меняют в восприятии знакомых ещё со школьных времён персонажей. Действительно прекрасная книга, очень рекомендую её прочитать.
Что касается «властителей дум» уровня тех, о которых в 1825 году писал Пушкин, то с ними дело в мире обстоит не очень. Если не ошибаюсь, Александр Сергеевич под ними имел в виду Байрона и Наполеона, о масштабе личностей которых аудитории вашей газеты рассказывать не нужно. Равных, скажем, Байрону по степени влияния на мировоззрение читателей найти нынче очень сложно.
Ещё напомню, что мы воспитаны в парадигмах «поэт в России – больше, чем поэт» и «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Это концептуальное отличие нашей национальной литературы от прочих. Возможно, оно было культивировано, в том числе литературной критикой, которая в середине XIX века была уникальным явлением, игравшим огромную роль в общественной жизни. Спорный вопрос, что вызвало больше дискуссий – «Гроза» Александра Островского или «Луч света в тёмном царстве» Николая Добролюбова.
А вообще мне кажется, что в сегодняшних тревожных обстоятельствах многие ищут в книгах утешение, а не поучение. Возможно, этим объясняется популярность книг жанра нон-фикшен, где в сюжете нет вымышленных персонажей и событий. Я бы к этому относилась без интеллигентского снобизма, а с пониманием.