Так сложилось, что самой престижной и желанной кинонаградой мира является «Оскар». Он присуждается американской киноакадемией фильмам, в производстве которых участвовали американцы. Заветную статуэтку могут получить и представители других стран (лучший фильм на иностранном языке), если своими фильмами угодят вкусам и настроениям американских академиков. А их вкусы так же, как и вкусы шведов, присуждающих премии по литературе, весьма специфичны и подчинены правящим в западном мире настроениям. С уверенностью можно было предсказать, например, что среди победителей будут традиционно фильмы, отстаивающие права афроамериканцев и представителей ЛГБТ-сообщества. Так и случилось.
Мы писали почти обо всех претендентах, когда отзывались на награждение их «Золотым глобусом», но вот «Оскар»…
Угадать и угодить
«Богемской рапсодии» мог помешать неожиданный педофильский скандал, в котором оказался замешан режиссёр Брайан Сингер. Он и не был награждён, зато «Оскар» за лучшую мужскую роль получил Рами Малек, сделавший свою «уменьшительно-ласкательную» копию противоречивого и брутального Фредди Меркьюри. «Рапсодия» получила ещё три «Оскара» (за монтаж, звук и звуковой монтаж).
В «Зелёной книге» – редкое сочетание мастерства сценариста, режиссёра, актёров и политической конъюнктуры (главный герой – чернокожий гей). Помешать ленте Питера Фаррелли могло только то, что герой учился в Ленинграде, а один из музыкантов его ансамбля – русский – показан симпатичным человеком, что для современного Голливуда нонсенс. Но обошлось, фильм – в числе главных победителей, три «Оскара»! За лучший фильм, за лучший сценарий и мужскую роль второго плана.
На многое претендовала звёздная лента «Звезда родилась» с Брэдли Купером и Леди Гагой, где с политкорректностью тоже всё было хорошо, а вот со многим остальным… Всё-таки для тех, кто видел предыдущую версию этого ремейка, исполнители главных ролей Барбара Стрейзанд и Крис Кристофферсон останутся в памяти непревзойдёнными. И справедливо, что награждена была только песня Леди Гаги.
Большие надежды любители исторического кино связывали с «Фавориткой» (10 номинаций на «Оскар»!), где вдоволь поиздевались над историей и первой королевой Великобритании – Анну Стюарт представили не великой объединительницей страны, а капризной больной лесбиянкой, передоверившей всю власть фавориткам, удивительно, что ей оставили белую кожу. Но в этом фильме участвовали блестящие драматические актрисы Рэйчел Вайс и Эмма Стоун. Однако награждены были не они, а Оливия Колман – как раз за роль королевы Анны.
Удивительное решение академиков.
У ленты Спайка Ли «Чёрный клановец» («BlacKkKlansman») шесть номинаций на «Оскар» – многие прогнозировали его победу в главной номинации «Лучший фильм», так как он политически заточен очень правильно. В нём было всё, чтобы получить «Оскар». Направлен он против ку-клукс-клана (ККК), радикальных американских расистов-антисемитов-гомофобов, которые были очень влиятельны в южных штатах в 70-е годы ХХ века (время действия фильма). Теперь этого нет, потому что отчаянным парням из полиции, таким как афроамериканец Рон (его играет сын знаменитого оскароносца Дензела Вашингтона – Джон Дэвид) и еврей Вассерман (отличная работа Адама Драйвера), удалось хитроумно внедриться в ячейку ККК и разрушить её изнутри.
Правда, показалось, что это немного игра в поддавки: куклуксклановцы выглядят слишком тупыми, а малоопытный исполнитель роли Рона (до таланта отца Джону Вашингтону очень далеко) был не очень убедителен в роли умника, облапошившего проклятых расистов. В финале мы видим документальные кадры, где идейные наследники ККК избивают чёрных уже в наше время, видим также ненавистного Трампа, который современных расистов вроде как поддерживает.
Лента получила статуэтку за лучший адаптированный сценарий. Понятен пафос фильма, похвально его направление, но если его сравнивать с другими претендентами по глубине и другим художественным качествам, то он им сильно уступает. Так же, как и «Чёрная пантера», очередной коммерческий продукт империи Марвел, на этот раз о спасении угнетённых в Африке. Здесь «Оскары» – за лучшую музыку, костюмы и работу художника.
Претендовала на самые главные призы и слезоточивая экранизация романа Джеймса Болдуина «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Лента о том, как из-за козней полицейского-расиста была разлучена парочка влюблённых афроамериканцев – героя посадили в тюрьму за изнасилование, которого он не совершал, – и о том, как семья возлюбленной борется за его освобождение. Фильм, несмотря на всю свою правильность, на удивление, получил всего один «Оскар» – за женскую роль второго плана.
Кристиан Бэйл в фильме «Власть»
Вырванное сердце и причёски
Однако номинаций много – бывает, что награждают ленты, особо не отягчённые соображениями политкорректности. Такова «Рома» (10 номинаций!) оскароносца, создателя «Гравитации» Альфонсо Куарона. Впрочем, в этой чёрно-белой, неореалистической картине сотрудничество хозяев и слуг, взаимопонимание богатых и бедных противопоставлены социальным революциям, которые происходят из-за зловредных агитаторов, опирающихся на худшие качества молодёжи, жаждущей самоутверждения.
Фильм награждён по-царски: как «лучший на иностранном языке», а Альфонсо Куарон признан ещё лучшим режиссёром и оператором.
На удивление, отмечают и ленты, беспощадно критикующие американские нравы и собственно высшую власть США. Среди них недавно вышедший в наш прокат фильм Адама МакКея «Власть» (8 номинаций). Мы писали о его замечательной работе как режиссёра и сценариста – «Игра на понижение» (2015), в которой с помощью Кристиана Бэйла, Райана Гослинга, Брэда Питта и других выдающихся артистов изобличалась американская финансовая система. Теперь МакКей замахнулся на высшую политическую власть США, а конкретно на самого влиятельного политика эпохи правления Буша-младшего – вице-президента Дика Чейни. Это глубокое, объективное и вместе с тем беспощадное исследование жизни и деятельности ныне здравствующего политика-республиканца. Полагаю, оно смогло выйти на волне критики нынешнего президента Трампа, с которым «демократический» Голливуд ведёт ожесточённую войну. И заодно потрясает основы американской демократии.
Дик Чейни, как признают специалисты, был «теневым» правителем США в течение восьми лет президентства Буша (его сыграл оскароносец Сэм Рокуэлл), здесь он – на протяжении всей жизни, с молодых до пенсионных лет. Его сыграл выдающийся артист Кристиан Бейл, он проделал над своим телом самоотверженную работу, так как привёл его к полному соответствию с комплекцией героя и в 20-летнем, и в 40-летнем… и в 70-летнем возрасте. Но это – поправиться и похудеть на тридцать килограммов – так сказать, техническая проблема, Бэйл блестяще сыграл суть героя – молодого лоботряса, послушного слугу-исполнителя, беспринципного карьериста, респектабельного бизнесмена, лоббиста, обладающего огромной властью, употребляющего её в интересах нефтяных компаний, политика, жестоко подавляющего инакомыслящих...
Симпатичный, внешне очень милый, добропорядочный джентльмен, но страшный человек. Чейни естественную формулу «президент США всегда делает то, что законно» преобразовал так: «Всё, что делает президент США, законно». Сделал многое, чтобы узаконить пытки, начать войны в Афганистане и Ираке.
Режиссёр МакКей ввёл в фильм некоего поначалу непонятного персонажа, эдакого простого американца, рубаху-парня (Джесси Племонса), жизнь которого даётся пунктиром вслед за этапными изменениями в карьере Чейни. Оказалось, это тот человек, чьё сердце (после того как он погиб в автокатастрофе) пересадили Дику Чейни. Страшноватая метафора напоследок.
А «Власть» получила «Оскар» только за «Лучший грим и причёски».
Александр Кондрашов