Перейти к содержанию
  Пятница 22 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    22 января 2020 г.
Искусство Культура Телеведение

Подари улыбку

22 января 2020
Евгений Леонов в роли Сарафанова

…У зрителей нередко вызывал улыбку и Ваня Приходько из «Белорусского вокзала» – добрый, мягкий, какой-то пронзительно чистый парень, в прошлом разведчик. И ничего. Улыбка эта в глазах зрителей нисколько его не уронила. Одним из самых дорогих воспоминаний моей творческой жизни стало письмо девочки из Одессы: «Я хотела бы, чтобы у меня был такой отец, как Ваня...»

На Приходько, по-моему, очень похож и бригадир Потапов, герой фильма «Премия». Немногословный, скромный человек, и фронт, наверное, прошёл (когда обращается «старший по званию», привычно подымается), и госпитали за плечами, и семья большая, и не такой уж дома достаток, чтобы с лёгким сердцем от премии отказываться. Авторитет у товарищей «добывает не глоткой, а делом. Словом, настоящий рабочий.

Думаю, у моих друзей-зрителей ещё до слов, до поступков бригадира есть к нему какая-то внутренняя симпатия, может быть, неосознанное доверие. Для зрителей кинематограф ведь не «Премией» начинается и не «Премией» заканчивается. Они, хочу верить, помнят «Не горюй!», «Зигзаг удачи», «Тридцать три», в которых играл исполнитель роли Потапова, и часть своей доброжелательности к тем героям авансом отдают бригадиру. Но характер его не только «берёт взаймы», но с лихвой «отдает долги». К моим будущим комедийным персонажам придётся подходить с потаповской меркой.

Успех кинокомедии определяется, как мне кажется, прежде всего её соотношением с реальной жизнью. Попросту говоря, похоже – не похоже. Даже если в фильме действует какая-нибудь принцесса в Риме на каникулах, всё равно зритель должен увидеть в ней чёрточки знакомой девчонки с соседней улицы, угадать собственные заботы. Если же герои живут в искусственно сконструированном мире, то никакие головокружительные трюки комедию не спасут.

Я, когда снимаюсь в комедии, всегда стараюсь понять не только характер человека, но и обстоятельства, в которых ему приходится действовать, представить их с возможной полнотой, дотошностью. Специально не придумываю никаких эффектов, отталкиваюсь от правды характера, пусть гиперболизированной, но правды.

В жизни ведь всё перемешано – и смешное, и обыденное, а иногда и невесёлое. Мне потому особенно нравится работать с режиссёром Георгием Данелией, что он всегда тонко чувствует его многоцветье, многоголосье жизни.

Конечно, всё начинается с литературы. Чем литературная первооснова фильме глубже, серьёзнее, умнее – независимо от жанра, – тем больше шансов на успех.

Что касается спора о том, когда кинокомедии были лучше – сорок лет назад или сейчас, – то настоящее искусство всегда остаётся искусством. Для меня фильмы объединяет не дата производства, а их общественная ценность, высокое художественное качество. «Весёлые ребята» и «Берегись автомобиля», думаю, всегда останутся молодыми, современными, всегда будут дороги людям.

Я не могу согласиться с тем, что актёр не решает судьбу комедии. Хороший сценарий испортить трудно, но можно. Бывает и такое. Подбор актёров значит многое.

А потом, так заранее оправдывается халтура, легкомысленное, безразличное отношение к делу, недавно говорю партнёру перед съемкой: «Давай поищем, проработаем вот такой вариант», – а он кривится: «Да стоит ли выкладываться, да ещё неизвестно, какой фильм будет, да и роль у меня не очень…» Нет, дорогой, ты себя не жалей, выложись до конца. Получится фильм, не получится, но твоя актёрская совесть должна быть чиста. <…>

Мне жаловаться грех – я играл не только в «Полосатом рейсе», но и Шибалка в «Донской повести», тех же Приходько и Потапова, совсем недавно сыграл на театральной сцене чеховского Иванова... И всё-таки с удовольствием и гордостью числю себя прежде всего в актёрах комедийных.

Комедия – очень благодарный жанр. Хороший фильм дарит артисту настоящий долгий успех, добрую память зрителей.

Предвкушаю впереди большую радость встречи с драматургией Александра Вампилова. Сыграю Сарафанова в ленфильмовской картине «Старший сын». По жанру это трагикомедия. Задача у меня здесь ясна. Довести трагедию до подлинного трагизма, комедию – до столь же глубокого, неподдельного комизма.

Может, это нахальство, но я хотел бы сыграть Лира. Очевидно, что сам ещё недостаточно утвердился в моей мечте, поэтому режиссёры не предлагают. А впрочем, девиз неплох: через комедии – к Лиру! Чем чёрт не шутит…

Евгений Леонов

1975, № 48



Россия Кино Евгений Леонов 1975
150
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Одна правда

20.09.2023

Китай и кино

15.09.2023

Прибежище негодяев

25.08.2023

«Жанна Дюбарри» в исполнении Майвенн

25.08.2023

Учёный и его чудовище

24.08.2023

Отрезанный ломоть,

549 голосов

Кто заработал на продаже Аляски

494 голосов

Мина, заложенная Максом Фасмером

445 голосов

Что сказал Ленин

306 голосов

Политика, опрокинутая в прошлое

300 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты