Во время летнего театрального межсезонья меня заинтересовало, кто в Москве продолжает «сеять разумное, доброе, вечное» в душных залах, несмотря на отпускное время. Вы не поверите, но первое место в рейтинге действующих площадок занимает Содружество актёров Таганки, отданное в аренду коммерческим антрепризам. Кого только тут не встретишь: и Сергея Шакурова, и Марата Башарова, и Александра Феклистова, и Александра Михайлова, и Михаила Полицеймако, и Игоря Угольникова, и Олесю Железняк, и Валерия Гаркалина, и Елену Яковлеву. Не говоря о Марии Ароновой, Татьяне Васильевой и Данииле Спиваковском, которые, как эстафета, передаются из одного доходного представления в другое. Названия же пьес так и притягивают обещанием гламурных коктейлей и эстрадных розыгрышей: «Свободная пара», «Подкаблучники», «Бумажный брак», «Территория любви» и так далее. Причём, заметьте, в основном это артисты среднего поколения, с длинным шлейфом серьёзных работ в советском кино. И вот теперь с этим впечатляющим багажом они «берут вершины» низкопробного искусства, утешая себя тем, что мастерство от этого не страдает. Ещё как страдает! Ведь если пианист не будет постоянно играть Рахманинова или Шопена, а только «Чижика-пыжика», то о классической музыке ему придётся забыть.
Конечно, у каждого артиста своё представление о достоинстве, но я что-то не заметила, чтобы артисты Мастерской Петра Фоменко участвовали в антрепризах, да и к ролям в кино и телесериалах они подходят избирательно, так как дарованный Богом талант нельзя разменивать на блестящие фишки, ведь искусство перевоплощения не терпит суеты. Вот почему фоменковские скрепы и после ухода мастера из жизни продолжают соединять его первых учеников и пришедших новичков, которые одержали победу на последней «Золотой маске», завоевав Гран-при за спектакль «Сон в летнюю ночь».
Первая трещина, расколовшая зрителей на его сторонников и противников, прошла при выпуске «Бориса Годунова» в постановке агрессивного Константина Богомолова, решившего приспособить пушкинскую трагедию под реалити-шоу с метафорами политического содержания. Выпад был дерзкий, но остроумный. В этом ему активно помогали Игорь Миркурбанов и Мария Миронова.
А дальше началась безумная свистопляска во время затянувшихся репетиций «Идиота» Достоевского, переименованного Богомоловым в «Князя». Вначале Мышкина играл Александр Сирин, но он оказался слишком психологичным артистом, и режиссёр снял его с роли. Параллельно возникли конфликты с Марией Мироновой, не пожелавшей изображать сюсюкающую девочку вместо роковой красавицы Настасьи Филипповны, и актриса хлопнула дверью. Не найдя подходящей кандидатуры для «юродивого» князя, Богомолов решил выступать сам, получилось что-то вроде бенефиса, но это не спасло спектакль. Я видела, как в антракте зрители с цветами уходили после первого акта, такого ещё не было в «Ленкоме»… Наверное, их не согрела вымученная история «о слезинке ребёнка», превращённого режиссёром в товар для развратных слоев высшего общества, заражённого педофилией. Подавалось это в стилистике прессующего чёрного юмора, где о сострадании и речи не могло быть.
В МХТ режиссёр Богомолов также продолжал вбивать свои ржавые гвозди в исторические подмостки, пользуясь шумной славой провокатора и ошарашивая зрителей запредельными трактовками классических произведений. На «Трёх мушкетёрах» Александра Дюма, объявленных режиссёром как романтический трэш-эпос о любви и смерти, который лицам младше 18 лет смотреть не рекомендуется, наблюдалась та же картина недоумения и возмущения, что и в «Ленкоме». Видимо, «необразованные» зрители не доросли до Нового европейского театра, в то время как известный европейский режиссёр Ян Клят поставил на сцене МХТ трагического и страшного «Макбета» в главной роли с Алексеем Кравченко, и это был гвоздь сезона. Событием прошедшего сезона, на мой взгляд, стал и необычный «Пигмалион» во МХАТе имени Горького в постановке Татьяны Дорониной.
Известный закон единства и борьбы противоположностей весьма наглядно прослеживается в параллельном существовании частных антреприз, усвоивших законы дикого рынка, и репертуарных театров, дотируемых государством. Поэтому все федеральные театры, включая Малый, МХТ имени Чехова, «Маяковку», «Молодёжный», должны были этим летом отправиться на гастроли, выполняя программу Министерства культуры по обслуживанию зрителей дальних регионов России. Если бы не эта спущенная сверху директива, то, думаю, нынешний трудный в экономическом плане сезон продлился бы дольше обычного, то есть до конца июля, как в некоторых городских театрах – например, «Современнике», «Сатириконе», «У Никитских ворот» и так далее. Поэтому театралам, приезжающим в Москву из провинции, в середине лета есть что посмотреть в серьёзных стационарных коллективах, помимо коммерческой антрепризы, продающей дешёвое искусство задорого. Там лишние билеты есть.