Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 июля 2014 г.
  4. № 28 (6471) (16.07.2014)
Общество Человек

Последний рейс

16 июля 2014

На Иртыше теплоход «Полесье-8» с пассажирами на борту столкнулся с баржей и ушёл под воду. В результате катастрофы погибли 6 человек, 49 пострадали, в том числе 8 детей… После чего в Омске возникла идея: поставить мемориал из бронзы и хрусталя жертвам безответственности и разгильдяйства... Но пока идёт разбирательство. Вот заметки из зала суда.

В суде по делу капитана теплохода «Полесье-8» висит напряжение, будто в ожидании похорон. Потерпевшие – в тёмных одеждах. Психологи с ними не работали. И не надо быть тонким знатоком человеческих душ, чтобы понять – все они чувствуют себя жертвами, до сих пор не оправившись от потрясения. В зале не ощущается ни азарта борьбы, ни ненависти к обвиняемому – одна только всеобщая усталость. Сидят плотно, заняв три ряда, но каждый словно по отдельности – со своим горем, своей бедой.

Опрашивают свидетелей.

– Очнулась, а я одна. – Людмила Фисунова, с трудом дойдя до свидетельского места, говорит без эмоций. – Сына нет, а он только ходить научился – полтора годика. Хотела вскочить, искать. Не могу – ноги не двигаются. Кое-как поползла, кричу, зову Ярослава. Только когда на баржу доставили, увидела его: с головки кровь течёт, глазки закатываются… Мне и сейчас снится: он в крови, ручки тянет: «Мама, помоги!»

– Кого вините, Людмила? – спросила я её потом, в перерыве.

– В первую очередь того, кто выпустил корабль в рейс. А капитана жалко – как ему жить теперь с этим? Не один он на скамье подсудимых сидеть должен.

Смомента крушения теплохода «Полесье-8» и до начала этого суда прошёл почти год. Список из 49 фамилий пассажиров, получивших травмы, в большинстве своём тяжёлые и средние, судья зачитывает 10 минут. Шестеро погибли, остальные увидели смерть в лицо. Ничто не забылось, и легче стало ненамного. 27-летняя Людмила тяжело хромает – нога срослась плохо, чем закончится для маленького Ярослава перелом теменной косточки, врачи сказать не берутся. По какому-то негласному уговору плакать позволяется только родным погибших.

Никто из потерпевших не просит для капитана «высшей меры». Даже иски об ущербе выдвигают не к нему, а к Омскому речному порту. Впрочем, часть 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта лицом, повлёкшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, причинение крупного ущерба, смерть двух и более лиц»), которая вменяется капитану Юрию Ратько, предусматривает всего семь лет заключения. По году за каждого погибшего. И ещё один – за всех остальных.

Разве что мать Анны Юферовой, 33-летней женщины, потребовала с капитана 2,5 миллиона рублей. Говорила тяжело. Голос то звенел от напряжения, то затихал от сдерживаемых слёз.

– Моя дочь поехала отдыхать вместе с 10-летней дочерью, моей внучкой. Подробности аварии дочь не помнит. От удара мою внучку сразу выбросило с теплохода, она перелетела через баржу и упала в воду. Плавать не умеет, пыталась барахтаться, но это было невозможно, потому что не чувствовала ног. Её спасли мужчины, подплывшие с берега на лодке. С трудом вытащили, потому что кости были настолько переломаны, что рассыпались в руках, лишь сдерживаемые кожей. Дочь спасалась сама. Она почти выздоровела, хотя шрам на лице остался, и то, что бёдра немного неровные, заметно мало. Говорят, что на деторождении это не скажется...

Руководство ОАО «Омский речной порт» в суд предпочитает не ходить. За них отдувается команда. Матрос Наталья Ерофеева сразу сказала, что бросалась в глаза нетвёрдая походка капитана Ратько, чувствовался запах перегара. Моторист Александр Березнецкий доказывал, что Ратько просто был «в приподнятом настроении», пока гособвинитель не прочитала его показания на следствии: «У капитана была нетвёрдая походка, несвязная речь…» Другой моторист Андрей Тамайчук заявил:

– Я не заметил, чтобы Юрий Оттович был нетрезв.

Прокурор нашла в деле свидетельские показания моториста: «Видел, что он шатался, услышал запах перегара, но посчитал нетактичным сделать ему замечание».

– Можно я посижу? – посерел лицом моторист. – Что-то голова кружится.

И так воровато оглянулся на зал, что стала понятна командная «взаимовыручка».

Они спасают не капитана – себя: взгляды людей, в которых – боль, жгут спины членов команды. Каждый из них своей «нетактичностью» мог бы спасти пассажиров рейса. Наверное, это означает, что в низшем звене Омского речного порта всё-таки теплится совесть. Осталась ли она в высшем? Нет, судя по заявлению его представительницы, дамы в весёленьком гороховом платьице, будто не понявшей, куда пришла:

– Омский речной порт тоже пострадал. Мы требуем с Ратько 6 миллионов рублей за корабль, не подлежащий восстановлению.

Зал после нескольких секунд растерянного молчания разразился нервным злым смехом:

– А почему не с нас? – выкрикнул кто-то с места. И даже судья Александр Гальчиков слегка опешил, забыв сделать «нарушителю» замечание.

На заседание не явился Андрей Шмидт­бергер, начальник службы пассажирских перевозок, отправивший Ратько «в последний рейс в таком состоянии». Фразу слышали трое членов команды, когда Шмидтбергер приходил проверять готовность судна. Василий Данилов, в то время генеральный директор ОАО «Омский речной порт», знавший, что капитан поменял 11 мест работы за короткое время, встречаться с потерпевшими тоже не захотел. Как, впрочем, и остальные 10 начальников разного речного ранга. Их показания прокурор зачитала вслух: теплоход был в исправности, все рейсы производились строго по графику, судоводители обязательно проходят предрейсовый осмотр, капитан характеризовался положительно.

Сам Ратько показаний не даёт. Мы поговорили с ним после заседания:

– Работал без выходных по 14–16 часов в сутки. Рейсы каждый день, а не как они говорят, по три раза в неделю. Даже приказ по порту был, чтобы работать по 12 часов. Так и ночевал на корабле. Сколько раз поднимал вопрос – дайте замену, начальство только руками разводило… Им выгодно, конечно – то ли одному зарплату платить, то ли нескольким. И про то, что рулевое управление на «Полесье» неисправно, я давно говорил. В 2009 году даже запрет был на рейсы, пока его не починят. Но только движок поменяли. Масло всё время нагревалось, я понять не мог, почему…

Странно, но пострадавший речной порт неточно знает, насколько тяжёлые потери понёс: один из замов директора в показаниях, зачитанных прокурором, сообщил, что стоимость 25-летнего корабля с учётом деноминации составляет немногим более трёх миллионов рублей. Не удивлюсь, если Омский речной порт решил заработать, выдвинув иск в два раза больше. В самом деле, ведь потеряно столько нервов и денег! Западно-Сибирская транспортная прокуратура, инициировав проверку после крушения, выявила у организации массу нарушений. Не было даже лицензии на перевозку пассажиров, не говоря уже про ответственного за безопасную эксплуатацию судов. За это ОАО «Омский речной порт» и его руководитель Василий Данилов привлечены к административной ответственности. По всей строгости закона – назначены штрафы в размере 100 тысяч и 20 тысяч рублей соответственно.

А трагедия уже стала поводом для пиара – недавно известный омский бизнесмен-ювелир Александр Стрельников предложил поставить мемориал жертвам крушения из бронзы и хрусталя, и эту идею поддержала городская топонимическая комиссия. Из 10 её членов против проголосовал один Владимир Селюк, но не от себя лично, а от Общества коренных омичей, председателем которого является. По его мнению, это будет памятник халатности и разгильдяйству. Владимир Иванович считает, что памятник должен нести историческую, политическую, воспитательную функцию. А мемориал жертвам «Полесья» – скорее надгробие.

Но, увы, в Омской области немало мест, где понадобилось бы установить по такому надгробию. 6 марта 2014-го при взрыве цистерны на одном из заводов погибли двое рабочих. Во время урагана 26 апреля – погибли совсем юная девушка и пожилая женщина. 23 марта в посёлке Таврическое провалился в неисправный дорожный колодец и замёрз 7-летний мальчик.

Их нелепая и мученическая смерть не посеяла тревогу в области. Как обычно, за эти происшествия ответили «стрелочники», но ни предприятия, ни улицы не стали безопаснее.

Так вот – о мемориале: на мой взгляд, проще населению скинуться и воздвигнуть обелиск местным властям, чтобы они, с высоты бетонного монумента, взирали на смертельное разгильдяйство и преступную халатность, расцветающие у их ног пышным цветом.


Тэги: Правосудие Законодательство
Обсудить в группе Telegram

Наталья Яковлева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Открытое письмо

    04.04.2018
  • Спортсмены в мантиях

    01.03.2017
  • Царь Соломон и ювенальная юстиция

    08.02.2017
  • Непоротые детки

    08.02.2017
  • Жадные до подражательства,

    23.11.2016
  • Жадные до подражательства,

    48 голосов
  • Непоротые детки

    46 голосов
  • Неправосудность правосудия

    42 голосов
  • Кому дают гражданство?

    38 голосов
  • Маковая ловушка

    29 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS