29 августа на острове Лидо откроется 69-й Венецианский кинофестиваль. Однако на самом деле в эти дни Мостра (ещё одно название киносмотра) отпразднует восьмидесятилетие своего основания в 1932 году. Этой дате посвящена редчайшая архивная ретроспектива, в которую среди картин Ренато Кастеллани, Карлоса Сауры, Рауля Руиса, показанных в Венеции в самых разных контекстах, вошла и «Последняя ночь» советского режиссёра Юлия Райзмана о подготовке Октябрьской революции.
Помимо торжественной суеты местных завсегдатаев на сей раз ожидает ряд нововведений в расписании старейшего киносмотра, по традиции являющегося частью Венецианского биеннале. Ещё зимой стало известно, что новым куратором Мостры станет киновед Альберто Барбера, который сменил на этом посту его бывшего идеолога Марка Мюллера, тонкого фестивального игрока, а также ценителя российского и китайского кино. Именно Мюллер превратил Лидо в лабораторию, где фильмы соседствовали с видеоартом, постепенно вовлекая зрителей в междисциплинарные волны современных визуальных течений. Тривиальность маршрута искупалась во вполне осязаемом сокращении, словно на скоростном катере, дистанции между обособленной территорией Мостры и биеннале в садах Джардини. Хотя сам фестивальный комплекс постепенно пришёл в картинное, но малопригодное для деловой жизни запустение. Помню, как два года назад во время проливных дождей струи воды лились на ноутбуки пресс-центра с видом на разъярённую Адриатику. Вырытый перед пресс-центром на месте ветхого казино котлован будущего фестивального дворца (строительство было приостановлено из-за обнаружения в нём залежей вредоносного асбеста) давно стал поводом для многочисленных шуток и фотосессий киноманов-туристов. Поговаривали, что инсталляцию из строительных лесов вокруг пропасти отдадут обыгрывать талантливым итальянским студентам, но пока её судьба по-прежнему остаётся актуальной прибрежной интригой.
Жюри во главе с голливудским классиком Майклом Манном тем не менее предстоит оценить вполне звёздную конкурсную программу. Ставки на победу уже заранее делаются на премьеру «К восхищению» Терренса Малика, удостоенного в прошлом году «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за фильм «Дерево жизни». В центре новой драмы отношения семейной пары (в исполнении Бена Аффлека и Ольги Куриленко), ищущих успокоения и откровений в романах на стороне. Ещё одним фаворитом наверняка станет «Мастер» Пола Томаса Андерсона о создателе религиозной организации (Филип Сеймур Хоффман) в 1950-х годах прошлого века. Картина снята на уникальную плёнку 70 миллиметров. Список американских хитов дополнят на Лидо «Отвязные каникулы» Хармони Корина и не менее ожидаемые «Родные земли» Рамина Бахрани. Корин, режиссёр пронзительного «Мистера Одиночество», представит историю четырёх учениц колледжа, ограбивших ресторан ради денег на каникулярные приключения. Бахрани («На запчасти») расскажет о сыне фермера, который мечтает стать гонщиком. Можно сказать, что после того, как два года назад председатель жюри Квентин Тарантино отдал «Золотого льва» фильму «Где-то» своей бывшей возлюбленной Софии Коппола, у американцев снова есть все шансы на эту награду. И это при том, что в основной программе заявлен «Беспредел-2» любимчика Венеции японского экспериментатора Такеши Китано («Фейерверк», Гран-при Венеции-54). Южнокорейский «отшельник» Ким Ки Дук после исповедального «Ариранга» покажет итальянской публике трагическую «Пьету». Плакат картины воссоздаёт мизансцену из одноимённой скульптуры Микеланджело. А австриец Ульрих Зайдль удивит второй частью «Рай: Вера» своей трилогии о трёх женщинах из одной семьи, трёх вариациях общей мечты.
После прошлогоднего триумфа «Фауста» Александра Сокурова российский фильм снова отобран для участия в основном конкурсе Мостры. «Измена» Кирилла Серебренникова повествует о том, как благодаря роковому стечению обстоятельств случайные знакомые узнали о романе своих супругов. В программе «Горизонты» можно будет поболеть за роуд-муви «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, а ещё увидеть в специальной программе документальный фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус.
спец. корр. «ЛГ»