Рынок русского искусства сегодня достиг дна. Разработка и утверждение стратегии восстановления места русского искусства в России и в мире, предполагающей совершенствование законодательной базы и возрождение программы госзакупок произведений искусства, станут гарантом устойчивости и долгосрочности изменившегося вектора развития.
10 августа 2020 года на 342-е торги электронной площадки ARTinvestment. RU была выставлена работа художника Юрия Жарких «Женский портрет». Как эта работа попала на торги и почему, несмотря на письменное требование художника и его дочери как доверенного лица к устроителям аукциона, не была снята с распродажи – отдельная история. На момент закрытия торговой сессии (14 августа) результат составил 65 000 руб., с комиссией аукционного дома – это примерно 900 евро, то есть цена принта с работы современного европейского художника.
Художник Юрий Жарких (1938) – один из наиболее ярких и заметных представителей нонконформизма, лидеров советского андеграунда. Вместе с О. Рабиным и Е. Рухиным в 1974-м занимался организацией «Бульдозерной выставки» в Москве, с А. Арефьевым и В. Овчинниковым – легендарных вернисажей ленинградского неофициального искусства в ДК Газа в 1974-м и в ДК «Невский» в 1975-м. Был лишён советского гражданства, в 1977 году эмигрировал в Германию, год спустя получил политическое убежище во Франции, где живёт и работает до сих пор. Участник более чем 150 выставок, в том числе персональных во Франции, в Германии, Англии, Австрии, Бельгии, Италии, Монако, Швейцарии, США, Японии, а также России. Работы Юрия Жарких находятся в собраниях Государственного Русского музея (СПб), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства, Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Париж) и других государственных и частных коллекций. В общем, художник всемирно известный, как говорят, первого ряда.
То, что произошло на аукционе, к сожалению, явление в последние годы массовое, типичное для рынка отечественной школы изобразительного искусства в целом. Сегодня русский арт-рынок как таковой отсутствует. Он рухнул, причём не только за рубежом, но и у нас в стране. Существует достаточно распространённое мнение, согласно которому крах рынка русского искусства сопровождается аналогичной ситуацией с мировым рынком искусства. Между тем анализ показывает, что это не так. Согласно отчёту The Art Market 2020 от Art Basel & UBS, после сокращения объёма продаж в 2008—2009 годах мировой рынок искусства показал серьёзный, более чем 60-процентный рост: с $39,5 млрд в 2009-м до $64,1 млрд в 2019 году.
Что же произошло в России?
После мирового финансового кризиса 2008 года рынок русских культурных ценностей заметно просел. Многие крупные игроки: галереи и аукционные дома – не захотели участвовать в продаже предметов искусства по ценам, существенно отличающимся от цен середины нулевых годов, и взяли паузу, прекратив продажи. В деле остались лишь те, кто придерживается принципа: «Вещь стоит столько, сколько за неё дают здесь и сейчас». Сложившаяся в России ситуация недолго оставалась тайной для зарубежных коллекционеров и инвесторов, это привело к потере интереса к русскому искусству и формированию устойчивого мнения об экономической нецелесообразности приобретать подобные активы. А нынешнее состояние данного сегмента можно охарактеризовать как вплотную приблизившееся к точке невозврата. Риск утратить созданное за десятилетия художественное наследие вполне реален. Полное отсутствие финансовой поддержки вынуждает художников и их наследников освобождать мастерские и другие места хранения произведений искусства, их работы в прямом смысле слова оказываются на помойках.
Анализ причин, по которым рынок русского искусства с 2009 года выпал из фарватера общемирового и продолжил падение, – предмет отдельного исследования. Выводы из которого должны не позволить впоследствии наступить на те же грабли. Однако сегодня гораздо важнее найти ответ на вопрос: «Что делать?»
Восстановление рынка русского искусства – непростая задача. Её решение предполагает объединение усилий всех заинтересованных в положительном результате игроков: художников, галеристов, организаторов проведения аукционных продаж, музейных сотрудников, работников высшей школы по подготовке специалистов данной сферы, коллекционеров, инвесторов в отечественное искусство и, безусловно, государства, которому в данном вопросе отводится ключевая роль. Настал момент, когда без разработки и принятия специальной стратегии не обойтись. Но ведь подготовить её – дело не одного дня. Между тем определённые действия возможно и необходимо предпринять уже сегодня.
Задачей первостепенной важности представляется выработка/уточнение методики определения стоимости произведений искусства. Произведения искусства – товар специфический, не биржевой (хотя та же нефть торгуется по-разному в зависимости от сорта и торговой площадки), это не бытовая техника японского бренда или парфюм известного парижского дома. Продажа предметов данного сегмента предполагает серьёзную аналитическую работу по оценке предмета с аргументацией того, сколько именно этот предмет должен стоить сегодня на рынке. Подготовка или уточнение и утверждение методики – тоже задача государства.
Приняв на законодательном уровне документ, позволяющий оценивать предметы искусства, можно перейти к следующему этапу – финансированию закупочной деятельности федеральных и региональных художественных музеев по статье «Приобретение предметов русского/советского/русского современного искусства», сделав эту статью бюджета защищённой и обязательной к исполнению, а её результаты в виде закупки конкретных работ – общедоступными на специально созданном для этого интернет-ресурсе. Тем самым будет создана новая информационная база, служащая индикатором для всего российского арт-рынка. Если процесс закупочной деятельности примет регулярный характер и рынок поверит в то, что это долгосрочная тенденция, тренд на русское искусство изменится на восходящий. А это привлечёт новых коллекционеров и инвесторов. Как только до них дойдет позитивная информация о результатах закупочной деятельности, на каждый рубль из государственного бюджета придётся несколько рублей частных, не выведенных из оборота в результате, скажем, конвертации и замороженных без движения, а запущенных в дело поддержки сферы искусства. Другими словами, будет дан старт программе инвестиций в русское искусство.
Осуществляемая сегодня единовременная поддержка работников сферы искусств – безусловно, необходимая мера, в ряде случаев нацеленная на физическое выживание этих людей и членов их семей. Но если запустить программу инвестиций в русское искусство, дальнейшее содержание сотен тысяч граждан Российской Федерации – художников и членов их семей, наследников художников, а также выпускников вузов по специальности «Изобразительное искусство» – ляжет в том числе на плечи ценителей искусства и инвесторов. А самое главное – удастся сохранить созданное на протяжении многих десятилетий художественное наследие и вернуть ему статус не только исключительно семейной ценности.
Восстановление интереса к русскому искусству в России со временем приведёт к его восстановлению и за её пределами. С учётом его нынешнего катастрофического состояния – это задача, к решению которой необходимо приступить немедленно.