Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2018 г.
  4. № 52 (6673) (26.12.2018)
Искусство Библиосфера

Преступление и оправдание

25 декабря 2018

Семён Морозков.
Кто ты, человек?
– М.: Издательские решения, 2018.
– 226 с.

«Кто ты, человек?» – достаточно необычное название для детектива. Автор книги Семён Морозков на литературной арене лицо новое: в прошлом году он стал финалистом национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Дебют». Данный роман для писателя тоже своего рода дебют. До этого он выпустил только цикл рассказов. Несколько из них также вошли в новый сборник, но первое по значимости место в нём, безусловно, принадлежит роману.

Фабула у романа самая что ни на есть классическая для данного жанра: замкнутое пространство, небольшой круг подозреваемых, помогающий расследованию главный герой, оказавшийся не в том месте, не в то время, и, конечно же, прекрасная дама (а по совместительству – майор из МУРа). Действие в романе происходит в конце 50-х годов прошлого века, что одновременно добавляет интересных деталей в повествование и позволяет автору очертить круг философских проблем. Выбранный временной период оказался очень благодатной почвой для таких размышлений: ещё не стихло эхо войны, её трагедий и преступлений, в самом разгаре гонка вооружений. Вопросы, поставленные в романе, принадлежат к разряду вечных и не теряющих своей актуальности: человек и выпавшая на его долю эпоха, могут ли тяжёлое время и сложные жизненные обстоятельства стать оправданием преступнику, можно ли вообще оправдать и искупить преступление? «Нам словно отшибло память. Мы будто ослепли. Так почти все мы и живём – величайшие божьи (зачёркнуто) создания матери-природы, но составляющие собой часть почему-то совершенно жалкого человечества», – признаётся главный герой Анатолий Сахаров, то и дело олицетворяющий себя с какой-нибудь «тварью дрожащей» – отсылки к Достоевскому в тексте романа звучат не единожды. То он червь, то комар, то корова, то собака... Ему как будто бы мучительно не хочется быть человеком, жизнь которого слишком сложна и неопределённа.

Несмотря на терзающие героя мрачные мысли, в романе находится место и любви, и жажде справедливости, и вере в лучший исход: «Человек много плохого в жизни сотворить может, ужасного и непоправимого даже. Но при этом всегда должна оставаться дорога назад, пусть и не для него самого, но для его души».

В целом же «Кто ты, человек?» – добротный и способный завладеть вниманием читателя детектив, за внешней простотой которого скрываются попытки осмыслить глубокие и сложные темы.

Под стать роману и несколько вошедших в сборник рассказов: сюжеты, «подсмотренные» у жизни, вроде истории единственного оставшегося в живых человека, пережившего еврейские погромы в дореволюционной Украине, или сказки-притчи об эгоизме, придуманной автором для своих детей… Всех их объединяет внешняя сдержанность и попытка глубокой рефлексии. Иногда она даёт толчок к переосмыслению, иногда – так и оставляет все вопросы без ответа, но неизменно подкупает нравственной чистотой и открытостью героев.

Юлия Шпитонкова


Тэги: Юлия Шпитонкова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • С землёй храня навеки связь

    16.05.2025
  • Истовая преданность стиху

    16.05.2025
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS