Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 марта 2021 г.
Телеведение

Про зайцев

На экранах России «Родные» режиссёра Ильи Аксёнова

10 марта 2021
Сергей Шакуров, Монеточка, Сергей Бурунов, Никита Павленко в фильме «Родные»

Кто вы, весёлые люди с баяном?
Ж. Крыжовников. Самый лучший день

Вождь национального кино времён депрессии Алексей Балабанов ушёл в 2013-м, за год до Украины. Украинский развод взорвал страну, превратил в сообщество и вдохнул национальную идею: мы – классные.
Дикие. Подорванные. Блажные. Злоупотребляющие.
Но не просто трогательные, а лучше всех. Ситкомов про заполошное семейство и у нас, и там снималась прорва, но все эти Воронины-Сватовы-Дятловы были забавными зверушками – и только режиссёр Першин под наглым псевдонимом Крыжовников спрыснул их живой водой и заставил зрителя разглядывать в этой дурной и часто малопочтенной компании себя.

Искать и находить в идиотизме глубинный и берущий за душу смысл – кому-то может показаться бросовой задачей, но вообще-то этим на пике формы занимались Гайдай в «Бриллиантовой руке» и Меньшов в фильме «Любовь и голуби». Когда в «Родных» деревня запевает «Белые розы» – это с первых же аккордов звучит как национальный гимн. Когда в финале фильма про обалдуев поют со сбоями «любэшное» «А река течёт» – не заплакать может только совсем пропащий человек, не наш (тут надо добавить тоном крыжовниковских рептилоидов: «Среди молодёжи таких нынче много» – так ведь и в самом деле много). Новый сценарий он сам ставить не стал, а отдал сподвижнику: уж больно много похожего было в «Горько-2».

Короче: у оглашенного папаши здорового немосковского семейства (Сергей Бурунов) обнаружилась убойная болезнь, он раскипятился, всех поднял, всех построил и типа решил подбить баланс, сгонять на Грушинский фест, где когда-то познакомился с женой Ириной Пеговой и не спел по робости песню про оладушки, а сейчас время пришло. От знакомства с Пеговой образовалось само семейство из младшенькой певицы Монеточки, старшего дятла с бронебойными цитатами из «Брата» на все случаи жизни («Поживёшь подольше – увидишь побольше» – трудно спорить) и среднего, собравшегося со снохой в Канаду. Отвальной трип по родным святым местам с коллективным фотографированием в обителях и у родительских подъездов, а также написанием возле виллы иванушки-интернэшнла Аполлонова-Григорьева «Рыжий чмо» (может стать всенародной традицией) и составит содержание фильма. По дороге на заповедную Грушу семья ведёт себя как Деревня Дураков, ссорится и мирится бесконечно, веселит проезжий люд – исполняя с чувством всё то, что режиссёр Аксёнов уже делал на длинной дистанции в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!», так что рука у него набита и понимание есть. По пути у семейства обнаруживается внезапный дед, ветеран спецназа с костяничным вареньем, которого весь род в глаза не видел из-за скверного характера папаши, поссорившегося со своим ещё в незапамятные времена насмерть, как в угрюмых величавых романах про Дон и Сибирь. Дед что-то дежурное ворчит про ЦРУ и бестолковость, но глубинного смысла его словам придаёт исполнение Сергеем Каюмовичем Шакуровым. Эту фишку Крыжовников освоил ещё на фильме «Самый лучший день»: когда хлопотливую ворчбу озвучивают не комические старики из антрепризы, а И.М. Чурикова и М.С. Боярский, их причитания и настырные мудрствования звучат совсем по-другому. Неспроста здесь и актриса Пегова, фактурою посильней простой ситкомовской клуши.

Комедиограф может стать ведущим режиссёром страны только в годину спокойного национального подъёма, когда всё ладится и у верхов с низами недоверчивый и шаткий, но мир. Так, Гайдай в 60-х стал номером 1, ибо совпало, а Меньшов в 80-х не стал, просто сделал пару дорогих коллективному сердцу высказываний. И Крыжовников сегодня спокойно и точно обживает верхнюю позицию, а чужому того не понять. Ну как объяснишь, что такое песня про зайцев, «сядем усе», «управдом – друг человека» и «уж лучше вы к нам»? А бьющее под дых после всей клоунады никулинское «С войны не держал боевого оружия»? Говорят: если надо объяснять – значит, объяснять не надо. Нет нужды расшифровывать, что такое Груша, оладушки, отцов подъезд, майка с Братом и уворованный ночью из пекарни лоток горячих батонов кирпичиком (было ли за два мутных армейских года что-либо прекраснее горячего противня девятикопеечных калорийных булочек с днепропетровского хлебозавода № 6? Храни, Господь, все их ночные смены, и вахту храни, что закрывала глаза).

Кому положено – догонит.

Тэги: PROCONTRA Денис Горелов Сергей Шакуров Сергей Бурунов Монеточка Никита Павленко Илья Акснов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Старый ворон чёрный

    06.07.2022
  • Чудо как хорош

    25.05.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Проигранное кино

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS