В отличие от многих голливудских режиссёров дважды оскароносец Александр Пэйн не подчинён оскаровским трендам. В «Оставленных» пронзительны тоска и безысходность, в которую погружены так называемые простые американцы, то есть не простые, а те, кого можно назвать неудачниками, – страдающие и потому умеющие сострадать.
Преподаватель истории (Пол Джаматти) на пороге жизненного краха, его ученики не хотят знать историю (зачем она им?) и ненавидят своего учителя. Его ученик Ангус на пороге вступления во взрослую жизнь, хоть не имеет финансовых проблем, но живёт в ощущении катастрофы – нет никого, к кому он может пойти со своей бедой. Неожиданное сближение с учителем как луч надежды, но после расставания делает обоих ещё более одинокими. А уж трагедия буфетчицы-негритянки, потерявшей единственного сына, абсолютно безутешна. Впрочем, нет, в отличие от «оставленных» мужчин какое-то утешение она может найти в семье своих родственников, к которым она попадает в каникулы. Да и Агнус с годами всё-таки может выправиться.
А вот будущее выгнанного с работы учителя Ханнема безысходно абсолютно. Не помню такой безнадёги в американском кино. Но пять номинаций на «Оскар» говорят, что такие настроения в США всё более ощутимы.