Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 марта 2025 г.
  4. № 11 (6975) (19.03.2025)
Литература Библиосфера Гипертекст

Пуля, лира и звезда Бетельгейзе

21 марта 2025

Елена Заславская, Ольга Волкова, Дарья Газарян. Тринадцать секретов Елены Заславской. – М.: Буки Веди, 2023. – 64 с.

Этот поэтический сборник, выпущенный при поддержке Галереи современного искусства DA’s Art Depot, – очень изящное издание. Впечатления от стихотворений луганского поэта Елены Заславской, опубликованных на русском языке и в переводе на испанский, усилены иллюстрациями художника Ольги Волковой – и те и другие очень точно передают хрупкость бытия, уязвимость человека и ценность каждого земного мгновения.

Не знаю, чем закончится строка.

Так жизнь идёт,

               не знаешь, как закончишь…

Есть только красота цветка,

И капелька росы на кончике листка,

Всё остальное – смутно и неточно.


Образный поэтический язык стихотворений, их особый музыкальный строй, тонко сконструированная композиция каждого произведения и всего сборника, обращение поэта к различным символам, акронимам, аллегориям, невероятная органика текстов, тесная связь земного и небесного – всё это придаёт книге Елены Заславской сложность и глубину. При этом читается сборник легко, а по прочтении остаётся приятное ощущение – такое, будто тебя обнял близкий человек.

В названии книги фигурирует число тринадцать, которое принято считать несчастливым. Впрочем, несчастья, потери, утраты, печали – неотъемлемая часть нашей жизни, без которой и радость не ощущалась бы в полной мере. В предисловии к сборнику философ, культуролог Нина Ищенко поясняет название, вспоминая слова философа Георга Фёдорова о том, что в любой момент времени каждый человек хранит тринадцать секретов. Вот и в книгу Елены Заславской вошло тринадцать стихотворений, каждое из которых несёт в себе «свою историю, свой жизненный сюжет, память о потерях и находках». Несмотря на то что эти стихи рождены «среди беды, войны и смерти», сборник пронизан неиссякаемым жизнелюбием, подлинным душевным теплом и отличается поразительной глубиной. Умение не только сохранять стойкость, но и быть лучиком света, дарить надежду на лучшее – вот что отличает поэта Елену Заславскую. Её строки, лишённые нарочитого драматизма, врачуют сердце:

Когда ни слова о любви,

А всё о смерти. Всё о смерти.

А мы с тобою визави

В холодном чистом лазарете.

Ты говоришь – пришёл твой час,

Жаль, не в бою, а на кровати…

А я твержу, что не сейчас,

И пусть в небесном медсанбате

Ещё немного подождут

Тебя крылатые медбратья.


«Тринадцать секретов Елены Заславской» – книга, сегодня необходимая многим. Поэт словно вручает своему читателю волшебный ключ от прочно запертых дверей, и там, где, кажется, нет никакого выхода, он всё-таки обнаруживается:

Твори меня – средь смерти и войны,

Жизнь – на любви замешенная глина,

Ведь, чтобы выжить,

                             нам нужна причина,

И чтобы умереть – нужна причина,

А для любви причины не нужны.


Многие строки таят в себе столько силы и торжества жизни, что хочется перечитывать их вновь и вновь, повторяя, как мантру или молитву: «Так пой, пичужка, пой, не каменей! / Пока летать и петь ещё ты можешь!»

Что касается поэзии, то ей в книге даётся такое определение:

Знаешь, что такое поэзия?

Это ночью со своего балкона

Заметить созвездие Ориона

И на правом его плече

Звезду Бетельгейзе.


В моей Новороссии,

Где всё так неясно,

Где будущее – туманность,

А прошлое поломалось,

Где гуляют ночные волки

И контрабасы

Прячут нал и обрезы,

Это всё, что у меня осталось:

Пуля, лира и звезда Бетельгейзе!


Бетельгейзе – самая яркая звезда в созвездии Ориона, расположенная как бы у правого плеча натягивающего тетиву лучника. Думается, этот сложный образ символизирует напряжение, эмоциональный накал, неумолимо приближающуюся опасность, борьбу, жизнь, которая вот-вот оборвётся.

Но даже подводя читателя к самой страшной черте, поэт открывает ему один из главных своих секретов:

Только любовь

            обнуляет всю твою историю,

Весь твой жизненный опыт

                                    сгорает мгновенно,

Будто при взрыве водородной бомбы

Взрывная волна

                      трижды обегает Землю.


«Жизнь будет вечно длиться», – констатирует Елена Заславская, и ей очень хочется верить. Созданный ею поэтический мир – образный, объёмный, многогранный – идеален для созерцания, жизни ради самой жизни, чистого, ясного проявления чувств во всей их полноте. Читатель словно оказывается наедине с собственной душой, очистившейся от всего внешнего, наносного, замкнувшейся на самой себе. И в этом удивительном сакральном безмолвии находятся ответы на самые главные вопросы. 

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Сибирский герой нашего времени

    28.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS