
Елена Заславская, Ольга Волкова, Дарья Газарян. Тринадцать секретов Елены Заславской. – М.: Буки Веди, 2023. – 64 с.
Этот поэтический сборник, выпущенный при поддержке Галереи современного искусства DA’s Art Depot, – очень изящное издание. Впечатления от стихотворений луганского поэта Елены Заславской, опубликованных на русском языке и в переводе на испанский, усилены иллюстрациями художника Ольги Волковой – и те и другие очень точно передают хрупкость бытия, уязвимость человека и ценность каждого земного мгновения.
Не знаю, чем закончится строка.
Так жизнь идёт,
не знаешь, как закончишь…
Есть только красота цветка,
И капелька росы на кончике листка,
Всё остальное – смутно и неточно.
Образный поэтический язык стихотворений, их особый музыкальный строй, тонко сконструированная композиция каждого произведения и всего сборника, обращение поэта к различным символам, акронимам, аллегориям, невероятная органика текстов, тесная связь земного и небесного – всё это придаёт книге Елены Заславской сложность и глубину. При этом читается сборник легко, а по прочтении остаётся приятное ощущение – такое, будто тебя обнял близкий человек.
В названии книги фигурирует число тринадцать, которое принято считать несчастливым. Впрочем, несчастья, потери, утраты, печали – неотъемлемая часть нашей жизни, без которой и радость не ощущалась бы в полной мере. В предисловии к сборнику философ, культуролог Нина Ищенко поясняет название, вспоминая слова философа Георга Фёдорова о том, что в любой момент времени каждый человек хранит тринадцать секретов. Вот и в книгу Елены Заславской вошло тринадцать стихотворений, каждое из которых несёт в себе «свою историю, свой жизненный сюжет, память о потерях и находках». Несмотря на то что эти стихи рождены «среди беды, войны и смерти», сборник пронизан неиссякаемым жизнелюбием, подлинным душевным теплом и отличается поразительной глубиной. Умение не только сохранять стойкость, но и быть лучиком света, дарить надежду на лучшее – вот что отличает поэта Елену Заславскую. Её строки, лишённые нарочитого драматизма, врачуют сердце:
Когда ни слова о любви,
А всё о смерти. Всё о смерти.
А мы с тобою визави
В холодном чистом лазарете.
Ты говоришь – пришёл твой час,
Жаль, не в бою, а на кровати…
А я твержу, что не сейчас,
И пусть в небесном медсанбате
Ещё немного подождут
Тебя крылатые медбратья.
«Тринадцать секретов Елены Заславской» – книга, сегодня необходимая многим. Поэт словно вручает своему читателю волшебный ключ от прочно запертых дверей, и там, где, кажется, нет никакого выхода, он всё-таки обнаруживается:
Твори меня – средь смерти и войны,
Жизнь – на любви замешенная глина,
Ведь, чтобы выжить,
нам нужна причина,
И чтобы умереть – нужна причина,
А для любви причины не нужны.
Многие строки таят в себе столько силы и торжества жизни, что хочется перечитывать их вновь и вновь, повторяя, как мантру или молитву: «Так пой, пичужка, пой, не каменей! / Пока летать и петь ещё ты можешь!»
Что касается поэзии, то ей в книге даётся такое определение:
Знаешь, что такое поэзия?
Это ночью со своего балкона
Заметить созвездие Ориона
И на правом его плече
Звезду Бетельгейзе.
В моей Новороссии,
Где всё так неясно,
Где будущее – туманность,
А прошлое поломалось,
Где гуляют ночные волки
И контрабасы
Прячут нал и обрезы,
Это всё, что у меня осталось:
Пуля, лира и звезда Бетельгейзе!
Бетельгейзе – самая яркая звезда в созвездии Ориона, расположенная как бы у правого плеча натягивающего тетиву лучника. Думается, этот сложный образ символизирует напряжение, эмоциональный накал, неумолимо приближающуюся опасность, борьбу, жизнь, которая вот-вот оборвётся.
Но даже подводя читателя к самой страшной черте, поэт открывает ему один из главных своих секретов:
Только любовь
обнуляет всю твою историю,
Весь твой жизненный опыт
сгорает мгновенно,
Будто при взрыве водородной бомбы
Взрывная волна
трижды обегает Землю.
«Жизнь будет вечно длиться», – констатирует Елена Заславская, и ей очень хочется верить. Созданный ею поэтический мир – образный, объёмный, многогранный – идеален для созерцания, жизни ради самой жизни, чистого, ясного проявления чувств во всей их полноте. Читатель словно оказывается наедине с собственной душой, очистившейся от всего внешнего, наносного, замкнувшейся на самой себе. И в этом удивительном сакральном безмолвии находятся ответы на самые главные вопросы.