7 октября в библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова собрались ценители творчества Достоевского. Основной темой лекции известного писателя и литературоведа Виктора Ерофеева стала любовь в жизни и творчестве автора «Белых ночей» и «Братьев Карамазовых».
Рассказу о первой жене писателя, несчастной Марии Дмитриевне, скончавшейся в 39 лет от чахотки, Виктор Ерофеев уделил совсем немного времени и внимания. Не она стала роковой женщиной для Достоевского.
В сердце женатого Фёдора Михайловича, уже зрелого мужчины и маститого писателя, вторглась совсем ещё юная девушка, Полина Суслова. Его восторгала эта высокая, коротко стриженная страстная нигилистка с пронзительными глазами. Именно она впоследствии стала прототипом Полины в «Игроке» и Настасьи Филипповны в «Идиоте».
Писатель страшно страдал, разрываясь между больной женой и новым, невероятно сильным увлечением, с которым он не мог совладать. В итоге страстная любовь к Полине Сусловой, ставшей для Достоевского поистине «la femme fatale», взяла верх. По словам Виктора Ерофеева, Суслова «была тем самым молотом, который разбил жизнь Достоевского».
Роковая женщина ставит мужчину в безвыходное положение, делает его зависимым от себя. Так случилось и с классиком. В запланированное путешествие по Европе Полина отправилась раньше самого писателя, вынужденного задержаться в Санкт-Петербурге по рабочим делам. Приехав же через некоторое время в Париж, он получил от возлюбленной письмо, в котором сообщалось, что он опоздал. Полина повстречала мужчину, который стал роковым для неё. Испанский студент-медик Рауль полностью заместил в её сердце Достоевского. А для Рауля Полина была лишь развлечением, которое быстро ему наскучило. Суслова вернулась к своему бывшему избраннику, и они вместе отправились в поездку по Италии. Это путешествие стало для великого человека великой трагедией. По-прежнему любя Полину нежно и страстно, Фёдор Михайлович тяжело переносил её охлаждение к нему и, не обращая внимания на своё унизительное положение, утешал любимую женщину.
Эта любовь была пыткой, невероятным мучением, но также и неиссякаемым источником вдохновения, энергетическим «топливом» для литературного творчества. Даже после формального расставания переписка Достоевского и Сусловой продолжалась.
О любви Достоевский пишет остро, нервно, возбуждённо; он держит читателя на пике психического напряжения, и всё это во многом благодаря сильному увлечению Сусловой.
Завершая своё повествование, Виктор Ерофеев резюмировал: «Роковая женщина – понятие субъективное. Характер здесь не обязателен». Он также напомнил тем, кто стремится стать «женщиной-вамп», что Эрос и Танатос ходят рядом и однажды могут настолько сблизиться, что их встреча окажется неминуемой.
Дарья Чижова