Прошедшие в ящике две недели напомнили о ТВ конца 80-х, были донельзя насыщенны, взрывоопасны и безрассудны.
Преодоление
Начнём с «Раскола». Сериал (с опасно современным названием – это совпадение, но уж больно значимое) и разыгранная в нём церковная трагедия из истории России второй половины XVII века достойны отдельного большого разговора, но вот первые впечатления. Затея замечательная, но… Обидное ощущение недостачи, снижения, упрощения. Как будто действие происходит не в Московском царстве, крупнейшем (через полстолетия ставшем могущественнейшим) государстве Европы, а где-то в бестолковом захолустье. Не хватило масштаба ни режиссёрского видения, ни воплощения исторических фигур. Начиная с сериального царя Алексея Михайловича. Можно представить, что этот в прямом и переносном смысле мелкий человек был отцом Петра Великого? К сожалению, человеческой крупности не хватило почти всем персонажам. А также сочности и глубины. Как будто великая, кровоточащая, историческая хроника пересказана человеком, которому нельзя нервничать. Противопоказаны яркие краски, мощь, полёт, прозрения, страсти, гениально выявленные, например, Сергеем Эйзенштейном в «Иване Грозном» и Владимиром Петровым в «Петре Первом». Современные аллюзии сериала слишком на поверхности, а типичные выводы, как их выразил один из наших читателей, совсем какие-то плоские: «Властный, горделивый патриарх неизвестно зачем затеял церковную реформу, в результате которой всем стало хуже, и ему, и расколовшемуся народу, и всем главным персонажам. В финале маршируют потешные солдатики маленького Петра, который вскоре наплюёт и на православную веру, и на патриаршество, а прорубать окно в Европу в конце концов станет не с Чёрного моря, а с Балтийского. А почто народ-то на костёр шёл? За что боролись, в чём суть раскола, он был неминуем?»
Куда интереснее, как мне показалось, были обсуждения сериала на том же канале «Культура» с ведущим Дмитрием Киселёвым. Участвовали в первом: автор сценария Михаил Кураев, архимандрит Тихон (Шевкунов), отец Леонтий (Пименов), профессор Алексей Светозарский; во втором: режиссёр Николай Досталь, доктор исторических наук Рудольф Пихоя, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Иван Миролюбов. В исключительно корректной, глубокой дискуссии было разобъяснено всё, что в сериале казалось невнятным, недоигранным, недопонятым. Определились причины раскола и связующие смыслы, ведшие к единению народа в давние времена и ведущие ТЕПЕРЬ. Здесь главным было страстное желание преодоления раскола, а не его углубление.
«СТАРООБРЯДЕЦ» Сванидзе
Раскол продолжился в «Историческом процессе», в данном случае это столкновение либерального, прозападного взгляда на давнюю и недавнюю историю, который поддерживают от силы 10% телезрителей, и консервативного, пророссийского, за который голосует подавляемое большинство народа России. В последних выпусках проявились новые нотки. Передача стала называться «Исторический процесс с Николаем Сванидзе». Появление Николая Карловича в заголовке передачи совпало с тем, что он от дискуссии, в которой доводы противостоят доводам, перешёл в перманентную демагогическую атаку. Постоянно прерывает экспертов оппонента и его самого, не даёт договорить то, что ему не нравится, ловит на мелочах, уходя от существа. Уровень полемики скатился практически до анекдотического: «Грузины лучше, чем армяне. – Чем лучше? – Чем армяне!»
Парадокс заключается в том, что чем больше НКС кричит, заглушая оппонентов, тем меньше за него голосуют зрители. Он, представляющий «подавляющее либеральное меньшинство», категорически не может быть настоящим либералом, то есть терпеть другую точку зрения и находиться в равноправном соперничестве с оппонентами. Подобно антирелигиозным догматикам, он не способен к консенсусу, упёрто ведёт к расколу. НКС увеличивает всенародную ненависть к либеральным ценностям. Со многими из них трудно согласиться, но тем не менее постоянный диалог в идеологический сфере между либералами и консерваторами необходим. Поневоле вспомнишь Леонида Млечина, который в «Суде времени» за рамки приличий не выходил и на личности не переходил, на аргументы пытался отвечать аргументами, а не демагогическим воровством времени, когда минуты, отданные на ответы оппонентов, используются для обвинительной речи, которая в ответах не нуждается. Пахнуло большевизмом, Троцким, с симпатией упомянутым НКС, и не упомянутым Вышинским…
Опять, как и 20 лет назад, главным виновником сегодняшних несчастий называется номенклатура (и, конечно, создавший её Сталин!), снимается ответственность с «архитекторов убийственной катастройки» и «младореформаторов-камикадзе». По существу, речь шла не только об углублении раскола в российском обществе, а о развале уже не СССР, а России.
Когда НКС яростно обличает «номенклатуру» (которую, кстати, Кургинян отнюдь не защищал), он борется, сдаётся мне, не с коррупцией (разве не НКС отстаивал ельцинский режим, руководил ВГТРК, когда эта коррупционная система закладывалась?), а что-то подсказывает мне, с Россией. Приводя в пример Штаты и Европу, толкая к ним в объятия, он не вспоминает о том, что там сейчас тяжёлый экономический и цивилизационный кризис. Каждый в США, если распределить государственный долг этой великой страны на граждан, должен миру десятки тысяч долларов, да и ЕС на грани коллапса. Развал СССР, случившийся после жарких объятий Горбачёва с западными лидерами, отдалил крушение западной экономики в конце 80-х. Необходимо крушение России, чтобы в очередной раз «спасти мир» сейчас?
Кстати, о Чубайсе, неоднократно поминаемом в «Историческом процессе». В субботнем «Постскриптуме» был проанализирован вклад в российскую науку и технику возглавляемой им Российской корпорации нанотехнологий. Ишь, ведь чего гора родила: дорогущий школьный планшет, придуманный, как выяснилось, британцами, а уж вынутая из кармана светодиодная «лампочка Борисыча» рассмешила бы, если бы не стало страшно. От того, что огромные деньги, на которые можно было бы поднять науку, авиапром и многое другое, на глазах у всей страны уходят в пшик, в карманы чёрт знает кого.
Дай, дай ему!
Говорить всерьёз о фильме НТВ «Ельцин. Три дня в августе», к сожалению, трудно – всё время сбиваешься на сравнение с пародийной «Большой разницей» – главное, что фильм понравился родственникам Бориса Николаевича… Гораздо интереснее обсуждение фильма НТВшниками. Содержательная его часть заключалась в признании того, что создатели хотели сделать проельцинский пропагандистский фильм, и сделали его. Замечательно выглядел продюсер этой «полудрамы» Алексей Пивоваров. Он не был похож, как ранее, на несколько перепуганного взъерошенного птенца, а смотрелся важной птицей, истым европейцем. Журналисты в студии спорили, суетились, горячились – чернь, простолюдины, а он сидел в кресле с необыкновенным достоинством, как заграничный гость, аристократ, говорил не спеша, спокойно, твёрдо… Настоящий продюсер, прекрасно знающий, на что подрядить незаурядных артистов. Творить миф, который должна усвоить молодёжь, – он руководит тем, что должен, а чего не должен знать народ. Не должен знать, например, что на годовщину «трёх счастливых дней» к Белому дому почти никто не пришёл, а на следующий год пришли тысячи, которых добрый дедушка Ельцин беспощадно расстрелял. После чего провёл ту приватизацию, которая легла в основу новорусского кошмара, начал войну в Чечне, сдался в Хасавюрте и полуживым избрался на второй срок, заплатив за это олигархам залоговыми аукционами…
Не может не быть раскола в обществе, если ТВ будет так нагло навязывать лживые представления о совсем недавней истории – как любит самокритично заклинать Сванидзе: «Не надо врать!»
В воскресенье неугомонные НТВшники огорошили удалым олигархическим мордобоем. В прошлом выпуске распаляемый ведущими Жириновский бил микрофоном оземь и обернулся другом тогда ещё не опального миллиардера Прохорова. Теперь же сбылось пророческое: «у кого нет миллиарда, могут идти в ж…». Олигарх Лебедев (отставной подполковник СВР) двумя точными ударами в челюсть отправил в ж… автора скандальной фразы, бывшего олигарха и десантника Сергея Полонского. Вот было бы шоу, если бы он не только штаны порвал, но и голову разбил о крайне опасные для здоровья студийные углы. Есть ещё над чем работать тележурналистам…
А если серьёзно, НТВшники спровоцировали безобразный раздрай в среде бывших и действующих миллиардеров. Не было поиска чего-то объединяющего, поощрялось разъединяющее. Никто не призвал Лисовского к порядку, когда он не раз обозвал Полонского «упитанным мальчиком»; «мальчик» ответил «желанием дать в морду»; обидели Лебедева, вспомнив о его британских активах; Стерлигов нёс домостроевскую ахинею; Чичваркин – либеральную чушь. Артём Тарасов тупо пиарился, Лисовский крайне неуважительно отозвался о «торгаше» Чичваркине; Чичваркин телемостом из Лондона – чуть не матом обо всех в студии. Лебедев, как будто ждал повода, чтобы сорвать накопленную злобу. На ком? На практически разорённом и потому почти беззащитном Полонском. Когда тот, указывая на Лебедева, сидя в кресле, начал фразу: «Вот этот человек три года назад сказал, что башня «Федерация»…», но про облыжные обвинения в трещине башни ему Лебедев договорить не дал, встал и внезапно врезал. Упав с площадки на спину, Полонский действительно мог разбить позвоночник и голову об углы декорации…
Отвратительно. В сухом остатке – ухудшение отношения к русскому бизнесу. И эти люди будут нас чему-то учить, они возглавят модернизацию, объединят нацию? Неужели Пётр Первый нужен, чтобы прекратить бесконечный раздрай? В первую очередь на ТВ.
После премьеры
20-серийный фильм «Раскол», показанный на канале «Культура», заслуживает серьёзного обсуждения. Впервые отечественным ТВ затронута тема церковных реформ ХVII века, приведших ко множественным переменам и фактически к гражданской войне в России. Впечатления самые разные. Мы посвятим сериалу целую полосу в одном из ближайших номеров. Опубликуем мнения специалистов, а также самые интересные из писем наших читателей, которые просим присылать по адресу televed@mail.ru
Отдел «ТелевЕдение»