Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 января 2020 г.
Искусство Культура Телеведение

Рассказ на экране

22 января 2020

В чём секрет популярности дикторов телевидения? В том, что они постоянно появляются на телевизионном экране? Нет, одного этого было бы недостаточно, чтобы сотни тысяч телезрителей Москвы и «большого Подмосковья» называли Н.В. Кондратову запросто Ниной, а В.М. Леонтьеву – Валей. Известные киноактёры любимы не менее, но по имени их никто не зовёт. Там существуют иные душевные отношения, иные формы признания.

Возникло это дружеское отношение к дикторам телевидения потому, что они давно уже, словно знакомые, входят в вашу семью, приветливо обращаются к вам, к вашим детям, – они стали в доме своими людьми. Так относятся к дикторам во всех городах, над которыми высятся телевизионные мачты. В этом проявляется особое качество телевидения, и в этом его коренное отличие от искусства кино. Хочу пояснить свою мысль: лирическое стихотворение, пусть даже «На холмах Грузии…» Пушкина, на площади перед многотысячной аудиторией не прочтёшь. Такой аудитории нужны иные стихи, иные, объединяющие её в этот момент чувства! Но порознь – по радио – у себя дома эта же многотысячная аудитория воспримет лирическое стихотворение «как один человек». То же происходит и с телевидением. Оно – великое массовое искусство. Но, в отличие от киноаудитории, перед экраном телевизора сидит семья или небольшая группа людей. Это – те же многие тысячи, воспринимающие искусство порознь. И законы восприятия в этих аудиториях различны. Трудно представить себе, чтоб на экране кинематографа выступили с получасовым рассказом даже такие удивительные собеседники, как Корней Иванович Чуковский или Сергей Образцов. Между тем видеть и слушать их, глядя на экран телевизора, – одно удовольствие! По телевидению можно выступать с чтением лекций. Но на киноэкране такую лекцию представить себе нельзя. И это понятно: в кино вы – наблюдатель происходящего. Перед экраном телевизора вы – участник: к вам обращаются, с вами беседуют, телевизионное действие совершается в вашем доме. Покупая билет в кино, вы, можно сказать, отправляетесь в гости. Включая телевизор – принимаете гостей у себя.

Но если телезритель может слушать рассказ или беседу из студии телевидения, следовательно, он может слушать по телевизору и рассказ, снятый на плёнку. А это открывает неограниченные возможности для утверждения в практике телевидения нового жанра – телекинорассказа.

Советский зритель знает превосходные «кннорассказы». Да, конечно, это рассказы – по характеру сюжета, по хронометражу. Но в основе их по-прежнему остаётся драматический диалог. Повествования рассказчика с его осмыслением происходящих событий в кинематографе нет. А если голос автора даже и явится, то этот авторский комментарий не изменяет главного – восприятия действия во времени. События, которые происходят в кино, – это всегда «сейчас». Даже если они произошли сто лет назад, они происходят вновь на экране. «Было» и «будет» – прошедшее время и будущее – являются в кинолентах только как наплывы и вытеснения. Но проза – это почти всегда повествование об уже совершившемся – сегодня, вчера, давно. В романе, в рассказе между читателем и событием всегда лежит время: «Я ехал на перекладных из Тифлиса», «...январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой», «Всё смешалось в доме Облонских». И это не то же самое, что получилось бы, если бы Лев Толстой написал: «Всё смешивается в доме Облонских». Вслед за этим пошли бы другие события!

Итак, прошедшее время в кино невозможно. Но в телевидении оно воспринимается совершенно нормально: телезритель хорошо слушает прозу. Тем самым на телевизионный экран получают доступ кинокартины иные по структуре, чем те, что идут в кинотеатрах. Если рассказчик в продолжение часа может выступать перед телеаудиторией, ничем не подкрепляя своих слов, кроме жеста и «крошечного театра своего лица» – мимики, отчего он не может рассказывать, одновременно и показывая то, о чём идёт речь, когда из слова родится конкретно-зрительный образ? Телевидение движется здесь навстречу документальной кинематографии, которая уже давно стремится от подтекстовок прийти к органическому слиянию киномонтажа с литературным повествованием.

Ираклий Андроников

1959, № 54



Тэги: Кино 1959 Ираклий Андроников
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS