Победа «Оппенгеймера» в преддверии церемонии многими воспринималась как нечто само собой разумеющееся, что, если верить практике прошлых лет, как раз могло быть предвестником чего-то действительно неожиданного.
Как ни парадоксально, именно в таких случаях киноакадемики своим выбором удивляли, вопреки общественным ожиданиям. Те же «Форма воды», «Паразиты» и даже прошлогодний «Всё, везде и сразу», может, и не были аутсайдерами своих лет, но уж точно в прогнозах экспертов уступали предрекаемым фаворитам. В пользу этой теории говорила и тенденция на размежевание «Оскара» с родственными премиями – «Золотым глобусом» и британской BAFTA. Но на сей раз обошлось без сюрпризов!
«Оппенгеймер» забрал аж семь статуэток. Интересно, что, за исключением композитора Людвига Йоранссона, ранее удостаивавшегося награды за саундтрек к «Чёрной пантере», для всех остальных лауреатов то была первая победа на «Оскаре». Для Роберта Дауни-младшего, сыгравшего в «Оппенгеймере» Льюиса Штрауса, это уже третья попытка покорить заветную актёрскую номинацию: в 1993 году он проиграл Аль Пачино, а в 2009-м – Хиту Леджеру. Киллиан Мёрфи, блестяще воплотивший на экране создателя ядерной бомбы, ожидаемо взял приз за лучшую мужскую роль. Голландский оператор Хойте Ван Хойтем, ранее уже работавший с Ноланом, удостоился статуэтки в соответствующей номинации. Ну а сам Кристофер наконец-то обзавёлся режиссёрским «Оскаром»!
Вычурно-гротескная сказка для взрослых «Бедные-несчастные», как и предполагалось, была отмечена за гримёрское ремесло, дизайн костюмов и работу художника-постановщика. Благодаря роли Беллы Бакстер в этом же фильме актриса Эмма Стоун стала двухкратным лауреатом премии, хотя многие были уверены в победе её конкурентки – Лили Гладстоун из «Убийц цветочной Луны». Выделить актрису индейского происхождения, к тому же за роль в картине об ужасах колонизации, – это было бы вполне в духе оскаровского жюри, но... К слову, саму ленту Мартина Скорсезе по уже устоявшейся традиции вновь обошли стороной во всех категориях, где она была представлена.
«Оскар» за лучший оригинальный сценарий достался Жюстин Трие за судебную драму «Анатомия падения», а статуэтка за лучший адаптированный сценарий отошла Корду Джефферсону («Американское чтиво»). С одной наградой в итоговом зачёте финишировали и «Оставленные»: в победе актрисы Давайн Джой Рэндольф никто и не сомневался. Те же значения у «Барби». Причём, что иронично, в номинации «Лучшая песня к фильму» оттуда было сразу две – лиричная «What Was I Made For?» Билли Айлиш и хитовый шлягер «I’m Just Ken» в исполнении Райана Гослинга. Победила первая, что, по мнению многих, не вполне оправданно.
Не случилось сенсации и в анимационной категории, хотя многие пророчили, что выбор академиков падёт на «Человека-Паука», но победил Миядзаки с «Мальчиком и птицей». Награда же в самой политически ангажированной категории – полнометражной документалистике – досталась украинским «Двадцати дням в Мариуполе». Однако, если судить по заявлениям отдельных гостей мероприятия, в частности по победной речи режиссёра «Зоны интересов» Джонатана Глейзера, западный культурный истеблишмент куда больше встревожен происходящим в секторе Газа.
96-я церемония «Оскара» прошла в соответствии со всеобщими ожиданиями: лауреатами были признаны народные любимцы, дождавшиеся наконец своего звёздного часа, только Брэдли Купер («Маэстро») вновь остался с носом, став уже двенадцатикратным номинантом без единого попадания. Все привычные атрибуты и аспекты на месте, даже язвительные комментарии в сторону Трампа со стороны ведущего Джимми Киммела.