Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2023 г.
Колумнисты События и мнения

Ребёнок как ЭЕ

18 мая 2023

Как только 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, естественно, самым часто упоминаемым педагогом оказался Антон Макаренко. Да, он создал уникальную образовательную систему, но насколько он сегодня актуален?

Позвали меня тут в одно высокое собрание обсудить книгу «Педагогическая поэма». Пришлось её перечитать. Говорю «пришлось», потому что в художественном отношении «Педагогическая поэма» – это, конечно, не «Тимур и его команда», а Макаренко, всю жизнь мечтавший стать писателем, не Гайдар.

Но не в художественности суть: всё-таки труд Макаренко участники мероприятия рассматривали больше не по части изящной словесности, а по части педагогики. И тут я возьми и скажи, что, если бы сегодня Макаренко пришёл устраиваться на работу в школу и в качестве резюме принёс свою поэму… его бы не взяли. По многим причинам.

Во-первых, Макаренко был педагогом авторитарным. А в современной школе авторитарность считается смертным грехом.

Во-вторых, на страницах своей книги Антон Семёнович признаётся, что однажды ударил воспитанника. Попросил колониста Задорова нарубить дров для кухни. И в ответ услышал: «Иди сам наруби!..» Вот тут-то педагог не выдержал. Это случилось с ним впервые в жизни. И больше никогда не повторялось. Но в современную школу, где, если ты просто дотронулся до ребёнка, считается, что ты нарушил его личное пространство, его бы, конечно, не взяли.

В-третьих, Макаренко считал, что главное в школе – коллектив. Его же противники – и, заметим, современные педагоги – танцевали (и танцуют) только от «ребёнка». Грубо говоря, в современной школе носятся с «ребёнком» как дурень с писаной торбой.

В-четвёртых, у Макаренко была организация с чёткой структурой: отрядами, командами, горнистом, знаменем. От этого современная школа бежит как чёрт от ладана.

В-пятых. Отношение к природе. Макаренко (вслед за Базаровым, утверждавшим, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник») вместе со своими колонистами «преображал» природу. В наши дни (и в нашей школе) мы постоянно браним человека за то, что он вторгается в природу, ведь, как говаривала одна царственная особа, «травке больно».

В-шестых. Для Макаренко труд был главным инструментом превращения ребёнка в человека. Из нынешней школы труд – я имею в виду труд физический, а не интеллектуальный – изгнан вообще. Помню, у нас были уроки труда (они так и назывались!), где мальчиков учили, грубо говоря, забивать гвозди, а девочек вдевать нитку в иголку. Сейчас от этого не осталось и следа. Даже дежурств по классу нет: класс убирают клинеры.

И, наконец, в-седьмых. В книге Макаренко большое место занимает понятие «честь». В наши дни главной ценностью провозглашена жизнь. Дети так и пишут в сочинениях: «Не понимаю я всех этих дуэлей, ведь жизнь дороже чести…» Так что в отделе кадров современной школы дали бы великому Макаренко от ворот поворот. Впрочем, при всём при том, что жизнь действительно сильно изменилась, не взять в школу Макаренко всё равно что не взять в храм Христа, ибо главное в его системе – не коллективизм и не трудотерапия, а любовь.

Христос призывал видеть в каждом человеке образ Божий. Макаренко – вслед за Горьким, на чьих идеях строил свою систему, – видел в каждом беспризорнике человека, звучащего гордо. Современная школа призывает видеть в каждом ребёнке ЭЕ – экономическую единицу.

Тэги: Очевидец
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Тоска по замедлению

    12.02.2025
  • Голоса со стороны

    06.11.2024
  • Коротка память

    23.10.2024
  • Чего хочет народ

    115 голосов
  • На вид всё красиво

    101 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Зачем нам туда?

    92 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS