Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 марта 2025 г.
  4. № 10 (6974) (11.03.2025)
Литература

Русский «король смеха»

12 марта 1925 года расстался с земной жизнью Аркадий Аверченко

12 марта 2025

«Осенью 1907 года в редакцию петербургского юмористического журнала «Стрекоза» явился молодой человек...» – это цитата из исследования Лидии Евстигнеевой, посвящённого журналу «Сатирикон» и кружку сгруппировавшихся вокруг него поэтов. Но сходными описаниями дебютного появления Аркадия Аверченко на небосклоне петербургской журналистики в разных вариантах начинается и немало других описаний начала столичной карьеры «короля смеха» Российской империи.

Провинциальный юморист, никому не ведомый на берегах Невы, так быстро и уверенно обосновался в жестоком мире столичной прессы, что довольно скоро никому из следящей за периодикой публики не мыслилась суббота без очередного номера смешливого и зубастого еженедельника, переименованного в честь обличавшего древнеримские нравы романа, сочинённого ещё в эпоху Нерона античным прозаиком Гаем Петронием Арбитром. Недаром сам Аверченко вложил в уста персонажа одного из написанных в эмиграции рассказов: «С утра торопишь Агафью, чтобы скорее сбегала на угол за журналом...»

Условная Агафья могла зваться на самом деле и Матрёной, и Глафирой, и Марфой, и любым другим простонародным именем из святцев, представляя в данном случае коллективное олицетворение прислуги в богатых или просто состоятельных домах последнего предоктябрьского десятилетия. Читатели из человеческих категорий попроще отправляли «на угол» кого-то из собственных детей постарше или одевались по сезону и сами следовали за желанным сгустком юмора и сатирической желчи, подготовленным Аверченко и его сотоварищами. Успех его реформаторских идей, превративших угасающее издание, которое читали разве что завсегдатаи пивных, в желанный для всех слоёв общества еженедельник, потребовал крутого разворота редакционной политики, иначе говоря – полного переформатирования и даже переименования журнала. На пути в сторону глаженья против шерсти современного общества, которое сам «король юмора» назвал брезгливым белым светом, можно было запросто ухнуть в финансовую пропасть. Самому реформатору терять было в общем-то нечего, но Корнфельд вполне мог счесть, что куда выгоднее просто избавиться от «Стрекозы», чем бросаться в омут, способный поглотить капиталы, но ничего не принести. Сатирические журналы тогда напоминали бабочек-подёнок, возникали и тут же закрывались, но детище Аверченко устояло.

Отголоски или отсветы удачи «Сатирикона» и самого Аверченко (как его главного сотрудника и ведущего автора) рассыпаны по страницам предоктябрьской, да и послепослеоктябрьской литературы. У Ивана Алексеевича Бунина в рассказе «Антигона»: «Студент… не спеша читал в вагоне второго класса… новую книжку Аверченки...» У Куприна находим: «Книги Аверченко шли потоками по всей России. Ими зачитывались и в Сибири, и в черте оседлости, и – во многих переводах – за границей». В «Театральном романе» Михаила Булгакова окололитературный «молодой человек» обвиняет Максутова в подражании Аверченко. Лев Успенский в «Записках старого петербуржца» (а это 1970 год) вспоминал предреволюционную прессу: «Я проглядел не больно-то смешной фельетон Аверченки про героического земгусара…» Здесь не обойтись без пояснения. Земгусарами не без яда в Первую мировую войну именовали сотрудников Всероссийского земского союза (Земгора), занимавшегося помощью раненым, беженцам, а также серьёзно содействовавшего властям в снабжении армии. На фронт земгоровских служащих не отправляли, но офицерскую форму, хотя и без погон, им носить разрешалось. Публика среди них водилась всякая, идеалисты соседствовали с уклонистами от военной службы и просто авантюристами. Немудрено, что чувство юмора Аркадия Тимофеевича в данном случае дало сбой на попытке поиронизировать на эту далёкую от комизма тему.

...Столь нередкие упоминания прозы Аверченко у авторов разных вкусов, манер письма, весьма разделённых во времени, можно продолжать и продолжать. Создатель «Сатирикона» настолько вписался в свою эпоху, что творчество его стало неотъемлемой чертой Серебряного века русской культуры.

Однако расцвету чего бы то ни было неизбежно предшествует рассвет. Не мог же литератор и журналист явиться граду и миру без подготовки, а внезапно, подобно чёртику из табакерки или, как в античной драматургии, богом из машины?!

Сам Аверченко следующим образом живописал первые шаги по весьма случайно, даже ненароком избранной стезе: «Я стал редактировать журнал «Штык», имевший в Харькове большой успех, и совершенно забросил службу. Лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор Пешков оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, что немедленно заплачу их из карманных денег.

Я отказался по многим причинам, главные из которых были отсутствие денег и нежелание потворствовать капризам легкомысленного администратора». Далее следует настоящая фантасмагория: в нескольких строках сверхлаконично описан ещё десяток визитов начинающего редактора к генерал-губернатору и своеобразное перетягивание конфликтующими сторонами каната требований: «Мы торговались, как маклаки…» Измученный нахальством упрямца, Пешков скостил штраф до 100 рублей, но Аверченко не заплатил и уменьшенной впятеро суммы, а предпочёл отправиться на завоевание Санкт-Петербурга, где и основал на руинах «Стрекозы», по его же собственным словам, «Сатирикон» – «прекрасный, весёлый журнал».

Для этой ироничной похвальбы у автора имелись все возможные козыри. Аверченко, стремительно выросший в полноправного преемника юмористических традиций классиков XIX века, оказался удивительно способным редактором. Кому ещё удавалось собрать феерическую когорту авторов?! Вспомним хотя бы несколько сотрудничавших с ним литераторов экстра-класса: в прозе – Александр Куприн, Александр Грин, Аркадий Бухов; в поэзии – Саша Чёрный, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский… А это ведь самые звонкие имена!

Что же касается неизбежной в журналистике правки идущих в печать материалов, то ею почти никто не занимался. Все штатные и нештатные сотрудники сами доводили до блеска свои стихи, фельетоны, рассказы и разные юмористические мелочи. Один из сатириконцев вспоминал тезис Аверченко: напишут плохо – перестанем печатать! А как ещё преодолеть «невнимание перегруженной публики»?

Александр Куприн свидетельствовал: «Аверченко сразу нашёл себя: своё русло, свой тон, свою марку...

Молодой яркий талант Аверченко, его популярность, его лёгкая рука и его беззаботная энергия сделали здесь очень много...

Беззлобен, чист был его первый смех, и лёгкие уколы не носили в себе желчного яда... Сатириконцы первые засмеялись простодушно, ото всей души, весело и громко, как смеются дети...»

Купринские строки взяты из некролога, посвящённого Аверченко. И то, что автор «Олеси», «Ямы», и «Суламифи» считал главным достоинством Аркадия Тимофеевича, вызывало немало нареканий со стороны большевистской критики. Дооктябрьская «Правда» обозвала его юмор сытым. Кулинарные «слабости» писателя – а он слыл знатоком и завсегдатаем питерских ресторанов – не давали покоя даже Ленину, обрушившему свой дар полемиста на книжку «Двенадцать ножей в спину революции». Впрочем, другой реакции вождя красочные строки о дореволюционных вкусностях дождаться и не могли. Разорённая Гражданской войной страна только-только благодаря нэпу приходила в себя от продразвёрстки и военного коммунизма. Любые напоминания о том, что при «батюшке-царе» в некоторых отношениях жилось не так уж плохо, вызывали у вождя очевидные пароксизмы неприязни, а то и ненависти…

История, как всем хорошо известно, имеет привычку или обыкновение повторяться сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса. Подтверждений этому тезису Гегеля множество. Применительно к Аверченко нельзя не сказать, что писатель во многих рассказах успешно выступил в амплуа провидца. Особенно жарко проявил он себя в качестве футуролога в нескольких эмигрантских рассказах. Явственно (хотя и непредвиденно) удалось ему перебросить мост над эпохами в скромной по объёму новелле «Люди-братья», которую вполне можно назвать антиутопией. В ней трое без пяти минут эмигрантов – бывший шулер, бывший артист императорских театров и полицейский экс-пристав – случайно сталкиваются в преддверии отбытия к «берегу турецкому» на севастопольском Приморском бульваре. Негаданная встреча перерастает в воспоминания о былых прелестях жизни и давних обидах, которые теперь представляются радостями:

«Они лежали друг у друга в объятиях и плакали, а знаменитый актёр простирал над ними руки и утешал:

– Петербуржцы! Не плачьте! И для нас когда-нибудь небо будет в алмазах! И мы вернёмся на свои места!.. Ибо все мы, вместе взятые, – тот ансамбль, без которого немыслима живая жизнь!»

Тогда отбывали из Крыма кто куда ради буквального спасения жизни.

Похоронили его в Ольшанах. Тогда это было предместье Праги, а ныне вполне досягаемый городской район. До русского кладбища от центра чуть больше получаса на трамвае. Сейчас чешская столица стала для нас не слишком доступной и негостеприимной, но всему нехорошему приходит конец! Стебанутые политики в конце концов уходят для начала в отставку, а потом и подавно в невозвратную даль. Так что «народная тропа» в Ольшаны в обозримом будущем не зарастёт.

Тэги: Классики
Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Такой русский Томас Манн

    11.06.2025
  • Суровый и цельный мир

    24.05.2025
  • Ты поскачешь

    24.05.2025
  • Прибавить год жизни

    07.04.2025
  • Истина чувств, точность мыслей

    20.03.2025
  • По направлению к Лескову

    711 голосов
  • Величие замысла

    45 голосов
  • Пора прислушаться

    42 голосов
  • Сколько в нас Некрасова осталось?

    40 голосов
  • Хранитель отечественного света

    35 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS