Зарубежные маршруты русского искусства – тема воистину неисчерпаемая. Чтобы замахнуться на такое, нужна не только изрядная смелость, но и дар стратегического видения. Журнал «Русское искусство» в очередной раз продемонстрировал, что объять необъятное возможно, если знать, как это сделать.
На новом витке своего развития журнал «Русское искусство» выбрал для себя миссию архисложную – наводить мосты над стремительным и многоводным потоком, именуемым искусствознанием, чтобы профессионалы, не изменяя принципам, на которых стоит строгая научная дисциплина, могли поделиться своими знаниями и открытиями с обширной аудиторией заинтересованной публики. Когда-то это называлось популяризацией, но то, что делает редакция журнала, филигранней и тоньше. Это не адаптация очередной порции научного знания к уровню понимания некоего среднестатистического читателя, интересующегося искусством, но предоставление каждому, открывшему новый номер, возможности самому выбрать из предлагаемого конгломерата информации те жемчужные зёрнышки, что лягут в его личную копилку любви к искусству, позволят чуть приподнять свою собственную, внутреннюю «планку понимания».
Номер, завершивший собою ушедший год, высыпал в руки читателей целую пригоршню не зёрнышек, но дивных самоцветов, благо дороги, роуды и авениды, по которым русское искусство перемещается за пределами родимого Отечества, столь многообразны, причудливы, а порой и неожиданны, что сам выбор маршрутов – уже наслаждение. Раритеты древнерусского искусства в прославленной Пинакотеке Ватикана и в далеко не столь известном португальском музее Грау Вашку, трагичная и счастливая судьба Русского культурно-исторического музея в Праге, аргентинские тропинки скульптора Эрьзи и японские – художника Мая Митурича, волнующие рассказы коллекционера Бориса Ставровского о своём собрании и издателя Дмитрия Ивашинцова о только что вышедшей книге Рене Герра «О русских – по-русски». Но и в этой щедрой россыпи есть истории особенные, написанные в лучших традициях художественного исследования: динамичная новелла о Льве Баксте, изящное эссе о сценографе и модельере Романе Тыртове и две потрясающие миниатюры о Валентине Серове. Закрывая последнюю страницу этого номера, можно только вздохнуть, что путешествие завершилось… И начать его снова.