Мы уже привыкли к появляющемуся в титрах словосочетанию «исполнительный продюсер». Название профессии пришло из западного кинопроизводства. Чем занимаются эти люди? За разъяснениями обратились к исполнительному продюсеру Марии ЖУРОМСКОЙ.
– Мария, в чём особенности вашего дела?
– Исполнительные продюсеры – это те «безумные» люди, которые берут на себя ответственность за организацию производства, начиная со сценарного периода и заканчивая сдачей фильма и сопроводительной документации заказчику. Продюсер киностудии нанимает нас, когда уже принято решение делать картину и найдены деньги для съёмок. Исполнительный продюсер непосредственно организует создание фильма начиная с набора команды, которая будет это делать. Продюсер утверждает режиссёра и исполнительного продюсера, а далее совместно утверждается творческая группа. Если, например, говорить о генпродюсере компании «Кинопрограмма «XXI век» Владимире Есинове, с которым мы с сопродюсером Эльмирой Айнуловой давно работаем, то наши мнения насчёт ключевых фигур обычно совпадают. Начиная с так называемого предподготовительного периода, во время которого ещё идёт и адаптация сценария под картину, мы участвуем в проекте.
– Сценарий, как правило, пишет профессиональный автор, зачем его потом дорабатывать?
– Когда говорят об адаптации сценария, обычно подразумевают адаптацию под видение режиссёра-постановщика. Во время этого процесса могут появиться новые моменты, поэтому сценарий может существенно дорабатываться. В том числе и в ходе подготовительного периода, когда проходят выбор натуры, пробы актёров, подбор костюмов, грима…
– Раньше было понятие «директор съёмочной группы»…
– Оно и сейчас есть, по-западному это линейный продюсер, но мы по старинке нередко его так и называем – «директор съёмочной группы». Он отвечает за организацию работы съёмочной группы и подчиняется исполнительному продюсеру. Но если на площадке случится ошибка, в конечном итоге за всё отвечает исполнительный продюсер.
– Какая ошибка может произойти?
– Любая. Допустим, ассистент режиссёра по реквизиту забыл привезти какую-то вещь в кадр. И этого не заметили. Хорошо, если ошибку можно исправить с помощью монтажа, но если это сюжетообразующие кадры, придётся переснимать. И виноват будет исполнительный директор.
– Почему? Ведь ошибку допустил ассистент по реквизиту.
– Надо было брать в группу профессионала, который ничего не забывает. И хотя за обстановкой в кадре смотрят на мониторе представители всех цехов: художники по костюмам, по гриму, ассистент по реквизиту, – исполнительному продюсеру тоже приходится постоянно заглядывать в монитор, потому что все мы люди и каждый может что-то пропустить. Вот не так давно смотрю на монитор и вижу, что вчера номер у машины был один, а сегодня другой. Оказалось, на съёмки подогнали абсолютно такой же автомобиль, но с другим номером. Выход простой: снимать так, чтобы номер не вошёл в кадр.
– Что ещё входит в ваши обязанности?
– Исполнительный продюсер участвует в распределении финансов, заключает договоры с подрядчиками, решает, что, где и почём взять в аренду или купить… Немало проблем с актёрами. Мы должны знать, кто из них в нужное время может сниматься, а кто – нет… Стараемся идти навстречу режиссёру, но его пожелания надо ведь и в смету вместить… Творчество есть творчество: режиссёру пришло в голову что-то интересное, группа его поддержала, а ты думаешь, где же, допустим, взять такую машину, которую хочет взорвать режиссёр. Да, это забота ассистента по реквизиту, но в сложной ситуации подключается исполнительный продюсер.
– По поводу взрывов. Наверняка это немалые хлопоты.
– Да, иной раз приходится решать много непростых задач. Этим занимаются профессионалы-пиротехники, которых мы приглашаем на картину. Это мастера своего дела.
– Сочетание «исполнительный продюсер» звучит так солидно, что можно подумать, что он чуть ли не главнее постановщика.
– У каждого свои функции, надо соблюдать баланс. Режиссёр – главный (раз уж вы употребили это слово) по творчеству, но оно должно укладываться в рамки бюджета. Талант исполнительного продюсера проявляется в том, чтобы выполнить пожелания творческой группы без нарушения сметы, за которую он отвечает. В спорных моментах, например, если режиссёр хочет взорвать в кадре самолёт, а этого нет в сценарии, обращаемся к генеральному продюсеру. Стараемся по максимуму сделать всё, если это нужно для достойного решения художественных задач.
– Какой главный принцип в работе исполнительного продюсера?
– Когда в административную группу приходят новые люди, я им говорю: надо сначала сделать невозможное, разбиться в лепёшку, и только потом сказать «не могу». Но лучше этого не говорить, а сделать «невозможное».
– По поводу «невозможного» есть ли конкретные примеры?
– Вот снимали 20-серийный документальный фильм к 70-летию битвы под Москвой под рабочим названием «Фронтовая Москва. История победы» (сопродюсер Эльмира Айнулова) в рамках Московской программы по созданию отечественных телефильмов. Потребовалась съёмка на Красной площади. Официально это возможно, хотя и сложно. Масса времени уходит на согласования. А его не было. Один из наших сотрудников смог организовать съёмки в такие сроки и в тот момент, когда мы уже ни на что не надеялись.
Когда снимали «Рябиновый вальс», завоевавший, кстати, уже массу призов и премий, поехали в Ростов Великий, разместили там группу. Нам нужно было организовать базу для группы и подготовиться к съёмкам. Но доехать до места мы не смогли – прошёл дождь, и всё развезло. Мог спасти только трактор, чтобы в гору по бездорожью втащить тяжёлые машины со светом, генератором и прочим оборудованием. Итак, воскресенье, девять часов вечера, чужой город… Поехала по деревням искать трактор и тракториста. Нашла, график съёмок не сорвали. Машины со светом, генератором, реквизитом затащили на «Беларуси», группа тоже добиралась до площадки на тракторе, а по площадке – на телеге с лошадью, чтобы не разбивать дороги трактором.
В 2006 году снимали картину «Конец света». Измайловский парк, июнь, 30 градусов жары. Вдруг налетает ураган такой силы, что валит деревья! Съёмочная группа, правда, не пострадала, но после съёмок выезжать обратно пришлось буквально по газонам, поскольку дороги были завалены сломанными деревьями.
– Похоже, что работа исполнительного продюсера – это постоянный стресс.
– К этому привыкаешь. И не можешь остановиться. Кино есть кино.
Беседовал
ИЗ ДОСЬЕ
Мария Журомская – сопродюсер (с Эльмирой Айнуловой) продюсерского центра «Синема Продакшн». Родилась в Москве.
В 1997 году окончила Российский государственный гуманитарный университет, историк-архивист. В 2007 году окончила ВГИК, продюсер кино и телевидения. В кинопроизводстве с 2003 года.
Совместные проекты с Эльмирой Айнуловой: «Без правил» (2011), «Знаки судьбы. Третий сезон» (2011), «Продавец игрушек» (2011), «Господа Головлёвы» (2010). Самостоятельные проекты в качестве исполнительного продюсера: «Треск» (2011), «Рябиновый вальс» (2009), «Первая осень войны» (2008).