Лет 15 мы читали многочисленные книги Млечина о членах Политбюро ЦК КПСС и невольно изумлялись их изобилию. А ключ к пониманию их родословной получили только несколько лет назад, когда вышли в свет воспоминания журналиста Виталия Сырокомского – одного из руководителей «ЛГ» середины ХХ века. Оказывается, Леонид Млечин – удивительно послушный пасынок, почти все его оценки нашего прошлого совпадают с оценками Сырокомского. Тут и неожиданно скептическое отношение к Косыгину, и личные счёты с Громыко, и уважение к Николаю Егорычеву... Поистине неисчерпаема «особая папка» Сырокомского!
Наверняка он интересовался и историей антисоветского бандеровского подполья на Украине. Сегодня эта тема горяча – аж шкворчит! Украинский кризис ещё далеко не докрутился до эндшпиля, его результаты пока непредсказуемы – а на прилавках уже красуется новый труд главного телеисторика «Степан Бандера и судьба Украины» с приписанным впопыхах подзаголовком: «О чём напомнил киевский Майдан».
Глубокого исследования бандеровщины читатели от Млечина не ждут. Зато доверяют телевизионному образу всезнающего эксперта. Остальное выполнить несложно – при наличии относительно непьющего секретариата и умении пользоваться интернетом. Да и публицистические приёмы отточены давно.
Но что же всё-таки книга?
Одно скажем твёрдо: Млечин не симпатизирует нацизму в любой форме, не оправдывает современное украинское увлечение нацистами прошлых лет. В наше время, когда либералы дружно перешли на ту сторону, уже и за это хочется поблагодарить. Млечин понимает: тот факт, что для Западной Украины Степан Бандера стал героем, а для Киева – частью официальной истории украинского государства, порождает проблемы и для Украины, и для России. Советская трактовка истории Великой Отечественной отвечала интересам безопасности общего государства и его народов. Правда, на добрые слова в адрес СССР Млечин привычно скуп. Его идеал – некое комфортное политкорректное общество, которого свет пока что не видывал. Впрочем, идеалы, наверное, и должны быть недостижимыми.
Увы, в книге почти не рассказано о кровавой борьбе бандеровцев с поляками и украинцами. И – об идеологической борьбе с коммунистами, в которой германские национал-социалисты оказались патронами и союзниками Бандеры и его хлопцев.
Вовсе не только враждебное отношение к «москалям» составляло суть националистического движения на Украине, от них в первую очередь страдало коренное население. К тому же они не действовали на территории проживания русских, а сражались с Красной армией, в которой служили миллионы коренных украинцев.
Почему сегодня триумфальное шествие бандеровских отрядов по Украине не вызывает серьёзного неприятия в Польше, в Словакии, наконец в Германии, которая вроде бы превратилась в заповедник антифашизма? На Западе восточноевропейские партии, почтительно вспоминающие союзников Гитлера, стали олицетворением «правильной демократии». Всё это заслуживает исследования – в том числе и публицистического. Это не только история, но, боюсь, и политическая повестка завтрашнего дня.
Млечин, надо отдать должное, в отличие от историков русофобского пула не ищет оправданий для добровольцев дивизии СС «Галичина». Нам известны натянутые аргументы американских советологов времён холодной войны, которые объясняли эсэсовские выходки «западенцев» сложными намерениями сначала ударить по Красной армии, а уж потом – по вермахту. Такого даже в прикарпатских народных сказках не бывает.
Книга Млечина – не лучшее пособие по истории тёмного и жестокого восточноевропейского нацизма. Но и её полезно пролистать тем, кто не ощутил суицидального угара тех украинцев, которые пытаются из бандеровского фашизма создать героическую эпопею. Теперь это вовсе не только «западенцы» – болезнь распространилась на Украине повсеместно. Когда ради сиюминутного политического навара начинают перекраивать историю – жди беды. Не секрет, что «специально обученные люди» и для России готовят аналогичную разрушительную идеологию – правда, пока что наша страна инстинкт самосохранения не утратила и попытки оправдать нацизм остаются маргинальными. Развесёлая жизнь ожидает Украину, ставящую памятники политическим авантюристам, которые закономерно привели к катастрофе тех, кто им доверял.
Есть, конечно, и труды куда более качественные и глубокие, чем скороспелки Млечина. Но сегодня, когда книжный рынок разрушается, крупные издательства делают ставку на «медийных персон», которые напропалую эксплуатируют рекламные возможности телевидения и обязаны ежегодно выдавать новинки. Однако профессиональную, постоянную работу на ТВ невозможно совмещать с исследовательской деятельностью, даже с почтенным популяризаторством. Потому слово имеют Млечин со Сванидзе.
История Отечества сегодня интересует многих – и предприимчивые издатели отдают предпочтение самым сенсационным спекуляциям. К тому же рынок отсекает от больших тиражей авторов, не мелькающих на экране. Как выползти из этого тупика? Создавать «худсоветы» при издательствах? Вряд ли это возможно. А значит, нас ещё ждут перелицованные синопсисы телесценариев в виде исторических книг. И этот поток сметает все преграды.