Италия по-прежнему в первых рядах самых коррумпированных стран ЕС
«Мы не победили коррупционеров. Мы только определили этот вид» – так оценил результаты своей деятельности бывший миланский прокурор Пьеркамилло Давиго, один из тех, кто в начале 90-х проводил знаменитую операцию «Чистые руки».
Тогда тюремные сроки получили более 500 политиков, в том числе пожизненный – сенатор Джулио Андреотти и премьер-министр страны Беттино Кракси. Под следствием оказались около 20 тысяч человек. Чтобы избежать обвинений, уволилось более 80% чиновников. Так, в 1996 году по делам о коррупции было вынесено 1700 обвинительных приговоров. Старая номенклатура была сметена.
Теперь Давиго возглавляет одну из коллегий Верховного суда.
Но мафия, как говорится, бессмертна.
«К сожалению, в нашей стране мало что изменилось, – вторит Давиго его коллега и бывший начальник, тоже в прошлом прокурор, Антонио ди Пьетро. – Просто пришли новые люди, но старые правила остались. Поскольку жёсткие правовые нормы в отношении коррупции так и не разработаны, можно практически безнаказанно нарушать закон. Смена поколений, по сути, ни к чему не привела».
И свидетельства тому – перед глазами итальянцев.
Вскрыты махинации с недвижимостью в Риме, в которых были замешаны соратники римского мэра Вирджинии Раджи.
Неизвестно, как и куда разошлись восемь миллиардов евро, выделенные на восстановление разрушенного землятресением города Аквила. Тогда 90 процентов жителей осталось без крова. Выяснилось, что при строительстве сметы завышались в 2,5–3 раза, а заново отстроенные дома сделаны так плохо, что опасны для проживания. Город по-прежнему в строительном мусоре. Тысячи человек до сих пор живут во времянках.
В провинции Лацио один из приближённых премьера присвоил более миллиона евро государственных денег. Второй растратил 780 тысяч.
В Ломбардии глава администрации Роберто Формиджони постоянно ездил в отпуск за счёт частных компаний. А его министр Доменико Замбетти выплатил 200 тысяч евро мафиозной организации «Ндрангета» за обеспечение нужных голосов для себя на выборах.
Вот ведь как всё перепуталось: обычно мафия платила политикам. Сейчас, видимо, настают совсем другие времена.
На Сицилии коррупция после непродолжительного затишья вновь расцвела. В результате нецелевого расходования денег и обычного казнокрадства местный бюджет настолько скукожился, что от банкротства столицу провинции Палермо, да и всю Сицилию, спасали финансовыми вливаниям из Центра.
А уж какие злоупотребления обнаружатся в борьбе с нынешним миграционным кризисом, ещё только предстоит подсчитать.
Уже подсчитано: коррупция пожирает не менее 60 миллиардов евро в год.
Прокурор при Счётной палате Италии Клаудио Галтиери не так давно заявил: «Многие утверждают, что коррупция ведёт к неэффективности. На самом деле это неэффективность создаёт обширные тёмные зоны, в которых гораздо легче можно скрыть конфликты интересов и коррупцию».
В своё время бывший премьер Италии Марио Монти в предисловии к своей 400-страничной книге под названием «Коррупция в Италии» отметил: «Коррупция оказывает крайне негативное влияние на экономику Италии: промышленный рост средних предприятий сократился на 25 процентов, малых – на 40 процентов. К 60 миллиардам евро, которые государственная и частная экономика теряет официально, надо бы добавить ещё более высокие «теневые» показатели, о которых пострадавшие не заявляют». Почему? Правильно... из-за страха перед обвинением... всё в той же коррупции».
Такое положение в Италии – своего рода традиция, давно укоренившаяся не только в общественных и властных структурах, но, если хотите, и в частной жизни. Нужна тебе лицензия на открытие магазина или врачебной практики – плати! Мне рассказывал знакомый врач Роберто С., что за право открыть свой кабинет в нужном месте и в нужное время (то есть без длительных бюрократичеких формальностей, могущих длиться целый год), он заплатил около 62 тысяч евро.
В «Белой книге» Евросоюза Италия занимает «высокое» четвёртое место по уровню коррупции после Болгарии, Греции и Румынии. В международной шкале «коррупционных методов» (оценки от 1 до 5 – последняя цифра означает высшую степень продажности) Италия обосновалась на 69-м месте. Показатели политических партий – 4,4 пункта, парламента – 4 пункта, эффективности администрации – 3,7 пункта. Недаром Антонио ди Пьетро предлагает упразднить государственное финансирование политических партий.
В своё время Марио Монти провозгласил «непримиримую борьбу с коррупцией» главным пунктом своей правительственной программы. Сегодня, согласно исследованию Евросоюза, 64 процента итальянцев считают правительственные меры по борьбе с коррупцией «абсолютно недостаточными».
Причины называет всё тот же ди Пьетро:
«Пока воровство бюджета и взятки будут восприниматься обществом как «простое умение жить», ничего в Италии не изменится».
Абсолютно чистых рук, как выяснилось, не бывает.
Алексей Славин, собкор «ЛГ», Рим–Берлин