Пласидо Доминго: гений мировой сцены / Пер. с исп. А. Миролюбовой, А. Горбовой. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 352 с. + вклейка (16 с.). – 3000 экз.
Тенор этого прославленного артиста называют страстным и благородным, что характеризует способность к драматическому перевоплощению, и на оперной сцене всегда считается особым талантом. Автор книги, известный испанский журналист и писатель Рубен Амон, ссылаясь на опрос Би-би-си 2009 года: «Доминго занял первую позицию, превзойдя легендарного Энрико Карузо, оставив в прошлом соперничество с Лучано Паваротти, не затухавшее до конца ХХ века», делает скидку на спорность общественного мнения, но признаёт в певце фигуру «планетарного масштаба». На протяжении двадцати лет Р. Амон не только пишет о проблемах классической музыки, но и специализируется на творчестве П. Доминго. И результат многолетней работы – данная книга, вышедшая в свет в прошлом году, к 70-летию певца.
В тщательном биографическом исследовании читатель находит много неожиданных фактов, связанных не только с музыкой, но и, скажем, с политикой – Доминго едва не стал мэром Мадрида в 1986 году. Его кандидатуру выдвинул на этот пост один из авторов испанской Конституции, а сам певец и не планировал совмещать дело всей своей жизни с делами управления городом. Как и Хулио Иглесиас, Доминго стоит на правоцентристских позициях и не сильно окунается в политику.
Что касается творчества, то певец весьма придирчив в выборе ролей – чего стоит история с Дон Жуаном! Пласидо очень не нравится, как герой относится к дамам и к своему верному слуге Лепорелло, а потому, даже заявив на весь мир о своём желании спеть оперу Моцарта, на следующий же день он отказывается от предложения Герберта фон Караяна выступить через год на Зальцбургском фестивале, сказав, что его мечта осуществится не раньше, чем через 20 лет… И ставит певец перед собой весьма непростую задачу – облагородить безжалостного циника. Психология образа для Доминго стоит на первом месте – и даже Отелло он создал слабым, мучимым противоречиями…
Способность артиста к многочисленным перевоплощениям – а на его счету 134 роли! – повлекло в своё время лестное сравнение Доминго с Марлоном Брандо. А всё потому, что певец с 18 лет использует в своей работе систему К.С. Станиславского, учитывая не только текст роли и партитуру, но и внутреннюю мотивацию своих героев. Однако всегда и всех покоряет его удивительная способность оставаться самим собой – вживаясь в роль, он не подстраивается под неё, Доминго не перестаёт быть Доминго. Личность исполнителя всякий раз оказывается сильнее и не столько подчиняет себе волю персонажа – это не соревнование, – сколько «в предлагаемых обстоятельствах» поступки и даже характер последнего объясняет и зачастую оправдывает. Получается, что любой злодей неоднозначен, а в облике Пласидо к тому же обаятелен, вызывая доверие публики.
Это ли не искусство? И помножьте интеллектуальное творчество на уникальные вокальные данные и доброту души Доминго – вот секрет блестящей карьеры и всеобщего обожания. 13 октября маэстро отметил свой 71-й день рождения, а благодарный зритель снова и снова стремится на встречу со своим кумиром.