Департаменту культуры Москвы предстоит решить, где поставить запятую
Обычно летом московское правительство проводит корректировку бюджета. В этом году некоторое сокращение предполагается и по статьям бюджетного раздела «Культура». Так дал понять прессе руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков, рассказав, что его ведомство уже приняло решение прекратить финансирование некоторых творческих коллективов – театра Евгения Петросяна, ансамблей «Хор Турецкого» и «Русская песня», центра Людмилы Рюминой, которые, по его мнению, способны к самофинансированию. В связи с возможным секвестированием бюджета на текущий год по разделу «Культура» мне хотелось бы заострить внимание на программах, которым сокращение финансирования может нанести серьёзный ущерб.
В соответствии с принятой городской программой развития туризма в ближайшие три года на приведение в порядок московских парков планируется истратить почти в четыре раза больше денег, чем за предыдущие три года (всего более 14 млрд. рублей).
Эти средства уже выделяются, представители парков подтвердили, что деньги поступают вовремя, и рассказали, на что их направляют. Недавно я общался с представителем дирекции ЦПКиО им. Горького, и она рассказала о переменах, которые произошли за последние полтора-два года в главном парке столицы, о культурных программах и фестивалях. Надо сказать, что культурная программа ЦПКиО настолько насыщена, что, например, провести фестиваль кузнечного мастерства, который рекомендовала наша комиссия Мосгордумы, не представилось возможным из-за плотности графика мероприятий.
ЦПКиО им. Горького действительно заметно изменился к лучшему: отменена плата за вход, парк почистили и благоустроили, в нём приятно гулять. Однако, несмотря на всё это, по имеющейся у меня информации, посещаемость парка по сравнению с показателями трёх-четырёхлетней давности заметно упала. Связано это, на мой взгляд, в первую очередь с выводом из парка детских аттракционов. Я уже не раз сталкивался с ситуацией, когда принцип «больше вложенных средств – больше пользователей» с объектами культуры не срабатывает. Можно вспомнить московские публичные библиотеки, куда в последние годы вкладывались солидные средства, но число абонентов не росло.
В программе развития туризма кроме графы, в которой прописаны выделяемые на московские парки средства, есть графа предполагаемого роста посещаемости парков. За счёт чего будет обеспечен этот рост, пока непонятно.
Нет сомнения: перед парками у городских властей накопился за последние полтора десятка лет немалый долг, их действительно надо приводить в цивилизованный вид. Поэтому выделение столь крупных средств можно только приветствовать. Но при этом, если истратить 14 миллиардов рублей и всего лишь привести в порядок территории парков, у москвичей будет полное право сказать: содержать парки в пристойном виде – это долг городских властей, а что на эти деньги вы сделали собственно для нас? Например, большинству горожан сегодня приходится ездить с детьми на аттракционы на ВВЦ, что удобно далеко не всем.
Возможен целый ряд решений. Например, организовать зону аттракционов на территории Московского зоопарка. Учитывая, что бюджетное финансирование на реорганизацию и развитие этого замечательного учреждения, возможно, будет сокращено, создание такой зоны помогло бы зоопарку подняться на более высокий уровень, обрести свою «изюминку», бо´льшую туристическую привлекательность, занять достойное место среди похожих европейских парков.
Кроме того, я бы порекомендовал рассмотреть вариант строительства игровой или туристической зоны в Филёвском парке: он находится практически в центре города, а его территория позволяет не только разместить крупные конструкции, но и устроить в нём, например, этакое московское сафари.
В апреле с.г. на заседании правительства мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что в 64 московских кинотеатрах (т.е. практически во всех кинотеатрах постройки 1970-х годов, большинство из которых давно не работает) пройдёт капитальный ремонт.
Я уже многие годы борюсь за сохранение в полном объёме условий функционирования в русле их прямого предназначения таких кинотеатров, как «Минск», «Таджикистан», «Планета» и других. При этом не понаслышке знаю, что, когда заходит речь об их капитальном ремонте или реконструкции, всегда появляется проект строительства вместо кинотеатра торгового центра с кинопоказом. Причём аргументы тех, кто за это ратует, убедительны: жителям нужен кинопоказ – они получат кинопоказ в современном качестве. Центр будет выстроен на деньги инвесторов, из бюджета не будет истрачено ни копейки и в дальнейшем, в отличие от городского кинотеатра, никаких затрат не потребует.
Казалось бы, почему нет? Последние 10 лет я последовательно отстаиваю другую точку зрения, объясняя, почему «нет!». В кинотеатрах должны создаваться современные культурно-досуговые центры (КДЦ), ориентированные на организацию досуга детей, молодёжи, пожилых людей. Не всё ведь измеряется деньгами! Изменяя статус кинотеатров как объектов культуры, мы получим в итоге: невозможность проката отечественного кино, поскольку в торговых центрах, как правило, показывают почти исключительно американскую продукцию; окружные управления культуры лишатся потенциальных площадей, где могли бы и хотели разместить досуговые учреждения – кружки, студии, секции, любительские театры, детские библиотеки и т.д.; жителям по-прежнему будет некуда отвести детей на занятия; пожилым людям по-прежнему некуда будет пойти, чтобы интересно провести время; торговые точки, офисы и откровенно развлекательные заведения создадут дополнительные транспортные и другие проблемы.
Только КДЦ решают все вопросы культурно-досуговой жизни москвичей, в идеале они должны быть в каждом районе.
При этом понятно, что в современных кинотеатрах вполне допустима и торговая инфраструктура, но важно сохранять определённое соотношение, не допуская полной замены объектов культуры на объекты рынка.
Не могу не сказать о проблемах старых московских театров, большинство из которых работают в зданиях – объектах культурного наследия. Без капитального ремонта или реконструкции там невозможно установить современные системы вентиляции, пожаротушения, безопасности. Сегодня зритель, приходя в любимый театр, не только испытывает дискомфорт от отсутствия циркуляции воздуха (в любое время года), но и рискует в случае возникновения чрезвычайной ситуации оказаться в зале, как в ловушке.
Вторая проблема – устаревшее сценическое оборудование. Оно устарело в первую очередь концептуально. Те, кто был в новых или недавно капитально отремонтированных московских театрах – «Мастерская Петра Фоменко», «Et Cetera», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и др., – поймут, о чём я говорю. Сегодня театру, чтобы принимать активное участие в российской и международной театральной жизни, нужно располагать такой сценой, на которой можно поставить любой современный спектакль со всеми мыслимыми и немыслимыми звуковыми, световыми, трансформационными эффектами. Без этого коллеги из-за рубежа, да и из лучших театров России к ним просто не поедут. Большинство наших старых театров таких возможностей не имеют.
Проблема не нова, я о ней говорил и писал не раз. Во многом благодаря этому была принята и работает программа реконструкции и капитального ремонта московских театров – два-три из них ежегодно «встают» на ремонт. В настоящее время это театры Романа Виктюка и «Геликон-опера» (здание на Большой Никитской), в ближайшее время планируется начать работы в «Современнике». В этом году открылись после ремонта Театр Российской армии и Театр Наций, открыта новая сцена театра «У Никитских ворот».
Однако, как оказалось, такие темпы ни зрителей, ни город не устраивают. Сколько ещё лет многие театральные здания будут находиться в полуаварийном состоянии, пока до них дойдёт очередь на ремонт? Эту ситуацию в полной мере оценил мэр столицы, побывав в одном из московских театров. Он пообещал выделить средства на то, чтобы в течение трёх лет был проведён капитальный ремонт всех театральных зданий, которые в этом нуждаются. Очень хотелось бы, чтобы это решение не было затронуто секвестированием бюджета.
Я подробно остановился на ряде городских проблем, решение которых напрямую связано с ритмичным бюджетным финансированием. Понимая сложность положения Департамента культуры, которому, естественно, хочется сохранить все свои проекты и объекты, я считаю, что необходимо выделить приоритетные направления, которые не должны подвергаться сокращению ни при каких обстоятельствах. При этом, как показывает практика, на многое денег всё равно не хватает. Надо ли вообще в таких условиях проводить «секвестирование культуры»?
Есть ещё один момент. До конца последнего театрального сезона (до июня сего года) культурная Москва жила под впечатлением открытия Большого театра. Его реконструкция – огромное дело, которым город (несмотря на имевшиеся издержки) может гордиться. Но возникает вопрос: чем жители Москвы, деятели культуры будут гордиться из сделанного за этот период? Что останется в памяти? Где та изюминка, тот креатив, которые позволят сказать, что у нас в Москве в области культуры что-то сделано не хуже, чем в Европе, а может, и лучше?
Хочу обратиться к правительству Москвы: в последние годы в Москве в области культуры действительно сделано очень много. Музейное и библиотечное дело, музыкальное образование, репертуарный театр благодаря городской поддержке действительно вышли на новый качественный уровень. Следует двигаться дальше, а не замедлять процесс секвестированием. Разумная оптимизация, а не сокращение бюджета – вот что, на мой взгляд, актуально сегодня.
Важно, чтобы средства от сокращения определённых расходов остались в распоряжении Департамента культуры и были направлены на более насущные цели. И необходимо, чтобы все мы об этом знали. Нужна открытость.
депутат Мосгордумы народный артист России,