За операцией по спасению челюскинцев следила вся страна, выходили статьи в газетах, репортажи на радио, кинодокументалистика. Западная пресса тоже освещала события, но несколько в ином ключе – корабли сквозь льды пробиться не смогут, а самолёты с учётом туманов, метелей и ветров на льдине не посадить, так что не стоит возбуждать напрасные надежды. Но надежды оказались не напрасными. Семь лётчиков, рискуя своими жизнями, сняли челюскинцев со льдины, за что каждый получил только что учреждённое и самое высшее звание – Герой Советского Союза. Вот что вспоминают о тех днях участники эпопеи и их наследники.
Родившаяся во льдах
Мы дозвонились до пассажира парохода «Челюскин» Карины Васильевны Васильевой (она родилась 31 августа 1933 года на борту корабля в Карском море, в прошлом году ей исполнилось 90 лет!). И вот что она рассказала: «Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолёте Анатолий Ляпидевский, ехали мы и на собачках… Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу. Я конечно, участница, но не очевидец. Я ведь маленькой была – крохой. Мне потом мама рассказывала, как всё было, а недавно я перечитывала её записи… Челюскинцы поддерживали с ней связи, им было интересно общаться. Я знала Аллочку Буйко – маленькую девочку, которая тоже ехала на пароходе «Челюскин». Но её уже несколько лет нет в живых. Я, в общем-то, осталась одна из челюскинцев, можно сказать, последняя из могикан».
Карина Васильева (по мужу – Микеладзе) живёт в Санкт-Петербурге, по профессии – геолог, пошла по стопам отца. Никогда не пользовалась статусом участницы челюскинской эпопеи, хотя ею является! Поддерживала отношения с лётчиком, первым получившим звание Героя Советского Союза как раз за спасение челюскинцев, – Анатолием Ляпидевским; художником Фёдором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР, автором знаменитой картины «Опять двойка»; Виктором Гуревичем – мотористом с «Челюскина»; механиком Александром Пого¬совым – комендантом взлётно-посадочной полосы в лагере Шмидта (он последним вылетел из ледового лагеря); с лётчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым.
Встречалась Карина и с академиком Отто Юльевичем Шмидтом, начальником экспедиции. И не только тогда, когда родилась, хотя он её даже мог нянчить, а уже будучи взрослой. В 1952 году, «когда Шмидт приезжал в Ленинград, в университет, и читал лекции «о сотворении мира», он попросил в аудитории, чтобы я подошла к нему после лекции, так как был знаком с моими родителями и знал, что я тут учусь, но после лекции его окружил народ, а я была стеснительная и подойти не смогла...».
– Но все они давно умерли, – грустит Карина Васильевна. – В Москве каждый год 13 февраля, в день, когда затонул пароход «Челюскин», в ресторане «Прага», что на Арбате, собирались челюскинцы. Теперь эту вахту подхватили их родственники. Но я давно уже не езжу в Москву. Возраст, извините!..
На пятидесятилетие челюскинской эпопеи Карина Ва¬сильевна побывала на Чукотке.
– Агитперелёт организовал ЦК ВЛКСМ, – рассказывает Карина Васильевна. – Мы были в Анадыре, в Ванкареме, в Уэлене, на мысе Шмидта – словом, в тех точках, где проходила спасательная операция. Помню, как самолёт пролетал вдоль береговой черты Чукотского моря и меня позвали в кабину к лётчикам и показали на карте ту точку, где я родилась в Карском море... С тех пор никто ничего не организовывал. Теперь только Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге проводит челюскинские чтения.
Нужен памятник!
Сын легендарного лётчика, Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова, – Алексей Михайлович Водопьянов – пилот гражданской авиации, ныне на пенсии, жалеет, что пока не удалось побывать на Чукотке:
– Челюскинская спасательная операция была очень значимым событием, которое подняло весь народ. Помимо лётчиков большую роль в ней сыграли коренные жители Чукотки, которые по материку вывозили челюскинцев к местам сбора, где стояли под парами пароходы.
А внучка лётчика Водопьянова, Мария Водопьянова, рассказала, что родственники челюскинцев написали письмо Владимиру Путину с просьбой поставить памятник челюскинцам. И президент откликнулся. Идею поддержали и в Российском историческом обществе.
Дети и внуки челюскинцев гордятся своими предками.
Михаил Шафран, сын кинооператора Аркадия Шафрана, участника дрейфа «Челюскина»:
– На его материале создан документальный фильм о подвиге советских полярников «Герои Арктики» (1934). Тогда, 13 февраля, мороз был -32 градуса, дул жуткий ледяной ветер, пурга. Когда корабль уходил под воду, было почти темно – наступала полярная ночь, и тем не менее по фильму видно, что отцу удалось снять всё происходящее даже не с одной точки, а со многих. И это удивительно, ведь тогдашняя кинокамера со штативом весила 32 кг, у неё не было никаких электронных механизмов.
Внучка лётчика, Героя Советского Союза Маврикия Трофимовича Слепнёва, Валерия Ковалевская:
– Мой дедушка был самым старшим из героической семёрки спасателей челюскинцев. Воевал в Первую мировую, заслужил два ордена Св. Анны, именной кортик, два ордена Св. Станислава, учился в школе лётчиков в Гатчине прокладывал авиапути из Москвы в Иркутск, Якутск, на прииски. И спасал челюскинцев, уже имея большой лётный опыт.
Роберт Ляпидевский, сын Героя Советского Союза лётчика Анатолия Ляпидевского:
– Он совершил 29 полётов в пургу и ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив лагерь, посадил самолёт на льдину и вывез оттуда 12 человек – 10 женщин и двоих детей. Отец вспоминал, что на приёме в Кремле к нему подошёл сам Сталин. Увидев, что лётчики пьют нарзан, отдал отцу свой бокал и говорит: «Запомни, Анатолий, у тебя отец – поп, я сам почти поп, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу». Ну отец тогда и попросил Сталина дать ему возможность продолжить учёбу в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского.
«Челюскин. Первые»
Кинокомпания Art Pictures Vision завершила работу над сериалом «Челюскин. Первые» (2024) [16+]. Часть кадров снимали в Анадыре. Здесь в музее хранится почти 300 экспонатов, которые повествуют о челюскинской эпопее и которые использовали в картине.
– Коллекция формируется до сих пор, а начинала она собираться с 1936–1937 гг., – ведёт экскурсию директор музейного центра «Наследие Чукотки» (Анадырь) Светлана Кутегина. – У нас есть макет ледового лагеря Шмидта, который нам подарили сами челюскинцы, палатка, в которой жил начальник экспедиции Шмидт, его портсигар, а также оригиналы фотографий челюскинцев, рукописи (к примеру, 71 лист записей 2-го механика парохода «Челюскин» Ф.П. Тойкина), эскизы и зарисовки художника Фёдора Решетникова. Экспонаты не пылятся на полках фондохранилищ, мы постоянно их экспонируем…
А сам фильм о героической эпопее можно будет посмотреть уже очень скоро – в Сети появился проморолик, представленный Фёдором Бондарчуком.
Константин Пронякин, Хабаровск
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Задачей экспедиции под руководством известного полярного исследователя Отто Шмидта, вышедшей 2 августа 1933 года на пароходе «Челюскин» из Мурманска, было определение пригодности Северного морского пути для судоходства. На борту было 112 человек. К началу ноября, когда прошли уже почти весь маршрут, пароход оказался зажат льдами и начал дрейфовать вместе с ними. 13 февраля лёд раздавил судно. На льдину были спущены продовольствие, стройматериалы, горючее, эвакуированы люди. Сразу же началась спасательная операция, однако обнаружить экспедицию из-за сложных погодных условий удалось только в начале марта. Первыми вывезли женщин и детей, к 13 апреля на Большую землю были доставлены все челюскинцы.