По горячим следам победы новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский обратился к постсоветским республикам с призывом обратить внимание на его страну, мол, посмотрите, всё возможно. Назвал «задачей номер один» возвращение арестованных в России моряков, анонсировал «мощную информационную войну», чтобы прекратить конфликт в Донбассе. В его штабе добавили: приоритетом будут контакты с Россией. Риторика Зеленского противоречива, важнее реальные дела и реальная политика. Чего ждать, что думают ведущие специалисты и эксперты?
Ростислав Ищенко, политолог:
– Для смены курса необходима смена режима. Последние годы была диктатура Порошенко, которая всем надоела, а курс на ЕС и НАТО был объявлен ещё Кучмой, и он не меняется. Смена его возможна с новой командой, а уже сейчас в списках кандидатов на важные места во власти мелькают знакомые фамилии. Не ясно, как «новый режим» будет менять старый. Видимо, пока следует рассчитывать лишь на косметический ремонт.
Армен Гаспарян, историк, писатель:
– Не разделяю радости в медиапространстве после избрания Зеленского. Завышенные ожидания для меня означают лишь то, что память у украинцев короткая. Так было и с Порошенко, и с Ющенко, и даже с Януковичем. И понимает ли сам Зеленский, что в отличие от кино, в политике дублей не бывает?
Константин Затулин, депутат Госдумы РФ:
– Для меня главное, что избиратели вынесли вердикт режиму, который шёл известным курсом, включая антироссийскую направленность. Всем этим Украину явно перекормили, отсюда такой результат. Мы в России не можем признать эти выборы представительными, честными и справедливыми. Это не претензия к Зеленскому, это следствие действий прошлых властей. Не голосовали миллионы людей вне страны, не голосовали республики Донбасса. Не считаю Зеленского полноценным президентом.
Народ Украины хочет перемен, но у него нет возможности избрать того, кто предложит действительно новый курс.
Что делать нам? Считаю, надо сдержать обещание о предоставлении жителям ДНР и ЛНР российского гражданства, что не означает аннексии территорий, но пусть люди имеют два гражданства. Ждём выполнения Минских соглашений в полном объёме.
Сомневаюсь, что при Зеленском что-то изменится всерьёз. Пусть он сначала проявит себя, а потом можно делать выводы.
Виталий Третьяков, декан МГУ им. Ломоносова, политолог:
– Новая власть может многое сделать, если начнёт взаимодействовать с Россией. Стало бы важным публичное или конфиденциальное обращение нового президента к Владимиру Путину. Сможет ли Зеленский это сделать и дадут ли ему – непонятно. По всему бэкграунду он не готов к управлению даже меньшей страной, но, может быть, он гений? Пока нет оснований так считать. Значит, он будет зависеть от окружения, от Коломойского. Приходится только надеяться, что, наевшись Порошенко, окружение протрезвело.
Признавать ли выборы? От факта не уйти. Кстати, выборы в Раду могут изменить весь расклад сил. Много неизвестного впереди.
Владислав Теличко, политолог, бывший заместитель министра МЧС Украины:
– Всё делается по утверждённому на Западе плану. Аваков получил карт-бланш. Зеленский будет делать всё, как ему велено. Но не надо забывать об экономической ситуации. Госдолг примерно 2,5 триллиона гривен – гигантский. Если перекроют нефть и уголь, а в конце года – газ, то последствия для страны и людей будут очень тяжёлыми.
Задача сменить всю элиту снизу доверху неподъёмна, поскольку страна не суверенна.
Михаил Погребинский, политолог (Украина):
– Каков новый человек, ещё трудно сказать. Но не думаю, что Порошенко останется на важных ролях, о чём говорит многое. Он токсичный актив после сокрушительного поражения, хотя украинское общество – таинственное, и всё может быть.
Константин Кнырик, глава информагентства НьюсФронт:
– Зеленский плоть от плоти этой системы. Через свой юмор он проводил галицийский курс. Через выборы лишь слиты протестные настроения. Курс будет сохранён, но уже при «чистом мальчике». Структура власти не изменится, хоть станет веселее антураж – появятся селфи из кабинета президента. Слабый президент для американцев – идеальная фигура. Важнее фигура премьера. Скорее всего, им станет Аваков.
Родион Мирошник, советник главы ЛНР:
– В день выборов границу в сторону Украины пересекло столько же людей, как в обычные выходные. В Луганске и Донецке помнят, как называл нас Зеленский, и мы не можем быть им очарованы. Уходя, Порошенко подписал указ о создании двух военных баз, в том числе на Азове, и ясно, о чём это. Надеемся, риторика Зеленского окажется лишь предвыборной.
Олег Чёрный, продюсер, одноклассник В. Зеленского (Украина):
– Мы учились вместе, хорошо знаю его. Говорят про вредные привычки. Это неправда. Его правильно воспитывали родители. Вова, Володя был хорошим учеником. Он настроен на позитив, на добро – это видно даже по его фильмам. Боевики не в его вкусе. Человек, обладающий таким чувством юмора, обладает и высоким интеллектом. Его качества позволят ему стать достойным президентом. Он стремится делать хорошее. Да, ему приходилось «переобуваться», но это политика. На мой взгляд, он отбросит агрессивную риторику. Он добрый, приятный парень, но он может быть и смелым, что все видели в противостоянии с Порошенко. Думаю, конфликты с Россией сойдут на нет. Для Украины он напишет хороший сценарий.
Олег Неменский, историк, колумнист «ЛГ»:
– Украина спасла себя от тяжёлых событий, поскольку разрыв между соискателями очень большой. И это уже плюс. Зеленский сказал, что он не оппонент Порошенко, а приговор. И это точно – он не оппонирует уходящему президенту по содержанию. Зеленский победил в том, что смог убедить основные западные центры силы: он будет удобным для Запада и откажется говорить языком шантажа. Самая больная проблема Украины в абсолютном господстве кланово-олигархической системы, и это только усилится.
Взгляд
На вопросы «ЛГ» отвечает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько.
– Итак, выбор сделан. Станет ли кот в мешке, как назвал Зеленского Порошенко, волком в овечьей шкуре, как в ответ назвал его Зеленский?
– На мой взгляд, в украинской политике нет позитивных персонажей. Раньше – хотя условно – политики делились на два лагеря. Одни говорили о приверженности западному вектору, вторые, при большом допущении, – российскому, и спекулировали на теме русского языка, сближения с РФ, а, приходя к власти, не держали слово. Русский язык не получил статус государственного, Украина не вошла в российские интеграционные проекты, кстати, очень выгодные ей экономически.
Зеленский неотличим от Порошенко идеологически. Оба за европейский выбор, вступление в ЕС и в НАТО. Оба за то, чтобы страна была ещё меньше русской, а Бандера оставался героем. Но есть отличия в политическом бэкграунде: будучи президентом, Порошенко увеличил личное состояние в 82 раза, а простые люди пережили колоссальное падение жизненного уровня. Зеленский тут чист. Однако за ним стоит ряд олигархических групп, самый известный представитель которых – Коломойский. Тот самый, кто убил русскую весну в Днепропетровске, формировал карательные батальоны для усмирения Донбасса, выдавал денежные награды за пойманных «бытовых сепаратистов». Вряд ли эти группы позволят Зеленскому пойти на быстрое и резкое сближение с Россией. Как и националистическая часть украинского общества.
– Получается, украинский народ вновь ошибся?
– Все мы, в России, в Белоруссии, на Украине, один большой русский народ, лишь с отличиями в менталитете, этнографии… Я всегда говорил, что жители Украины ошиблись ещё в 1991-м. И с тех пор ошибаются регулярно. Поначалу пытались сопротивляться: за Кравчука голосовали ещё и потому, что он оппонировал западнику и националисту Черноволу. Кучму выбрали потому, что тот обещал легализовать русский язык. В народе жило стремление сохранять определённое единство в рамках бывшего СССР. Сейчас всё меньше – со сменой поколений. Выборы в 2019 году стали волеизъявлением единственной цели: устранить от власти клан Порошенко.
– Как действовать РФ?
– Выбор непростой. На мой взгляд, может, слишком радикальный – Россия должна сделать максимальными для Украины убытки от разрыва связей с ней. Все санкции, которые вводятся, в том числе по энергоносителям, следовало вводить ещё в 2014-м. Как и санкции в отношении политиков, потворствовавших сжиганию людей в Одессе, трагедии в Славянске, бойне в Мариуполе. Сейчас это подзабыто, но мы обязаны обо всём помнить. Следует осознавать, что политиков, ответственных за эти злодеяния, выбирали граждане Украины и они тоже несут долю ответственности.
С моей точки зрения, в отношении украинского государства должны быть применены жёсткие меры в рамках, доступных России, но не создающие нам помех в развитии. Как пример: американцы ввели в своё время санкции против ЮАР, но продолжали закупать там стратегически важное для них сырьё. Полагаю, надо поступать точно так же.