Как показывают многочисленные свидетельства, практически у каждого бывшего школьника советских времён, «прокручивающего» в голове календарь с днями и числами, в подсознании неизменно всплывают страницы старого дневника. Того самого. Где среда слева внизу, пятница справа посередине, а неделю завершает в обязательном порядке учебная суббота. Факт, в общем-то, неудивительный. Днями из школьного дневника приходилось по-настоящему жить, потому и «запрограммировались» они навсегда в восприимчивой юношеской памяти именно таким образом. Кстати, шестой учебный день, как правило, воспринимался с радостным облегчением: и уроков по субботам почти всегда оказывалось меньше, и выполнение домашнего задания можно было отложить на завтра.
У современных учеников столичных школ ассоциации с дневником и отношение к субботе, конечно же, иные. Во-первых, и дневник сейчас другой, всё больше уходящий с помощью сервиса «Московская электронная школа» в мир виртуального. Во-вторых, учебная неделя теперь преимущественно пятидневная, а шестой день… Для школьников, всерьёз задумывающихся о своём будущем, профессии и трудоустройстве, он особый. Благодаря усилиям городских властей субботы московского ученика сейчас – своего рода факультатив, система лекций, мастер-классов и практических занятий, которые каждые выходные могут посещать учащиеся любого возраста.
Посмотрим, к примеру, какой может стать для столичных школьников предстоящая суббота, 26 октября. Так, Московский авиационный институт приглашает учащихся в свои лаборатории. Там на мастер-классах им во всех подробностях расскажут о профессии современного радиоинженера. Ребята увидят, как устроены лаборатории «Антенны и микроволновая техника» и «Теория и техника мобильной радиосвязи», а также с помощью радиотехнических устройств выполнят практические задания.
В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова тематические акценты, само собой, иные. Преподаватели этого вуза приглашают школьников 26 октября сыграть в бизнес-игру. Цель – научить будущих финансистов грамотно инвестировать, объяснить, как организовать бизнес в нестабильных экономических условиях и бороться с конкурентами на рынке. Специалисты Городского психолого-педагогического центра в школе № 1078 проведут серию деловых игр для старшеклассников. Участники научатся составлять резюме, которое привлечёт внимание работодателя, и узнают, как подготовиться к собеседованию при трудоустройстве. А в Дипломатической академии российского МИДа школьникам специалисты расскажут о правильном поведении во время публичного выступления, а также поделятся советами, как избежать ошибок, отвечая на вопросы журналистов.
Эти события – совсем небольшая часть календаря событий современной «Субботы московского школьника» в системе столичного образования. Ученики могут принять участие в любом из 17 проектов, тематически абсолютно разных. Допустим, «Исторические субботы» представляют собой лекции, викторины, квесты, мастер-классы и интерактивные экскурсии в музеях и парках столицы. С их помощью проще понять процессы, происходящие в обществе, законы его развития. И помнить, что прошлое – это богатое наследие нашей страны, о котором нельзя забывать.
На «Инженерных субботах» для детей по-новому открывается мир современных технологий. Встречи проходят в учебно-практических лабораториях, производственных зонах, роботариумах центров технологической поддержки образования, а также ведущих технических и технологических вузах столицы. Этот проект особенно популярен среди тех, кто следит за прогрессом и хочет получить профессию будущего.
Базой для «Арт-суббот» являются площадки современного и академического искусства, занятия с участием известных галеристов, художников, дизайнеров и арт-менеджеров. Участие в них развивает творческий потенциал и общий культурный кругозор школьников. В ходе «Суббот активиста» можно узнать о городских социальных проектах и форматах добровольческой деятельности, а также их влиянии на общество. Наконец, «Субботы мужества» позволяют подросткам участвовать в мастер-классах по строевой и огневой подготовке, вождению и знакомству с новейшими образцами военной техники, посещать ведущие военные вузы столицы, воинские части Московского гарнизона и городские музеи.
– «Субботы московского школьника» – очень важные мероприятия, они расширяют кругозор, – уверена ученица 10-го класса Анастасия Шмелёва. – Пусть даже не всегда получаешь там конкретные знания, например по физике или математике, но всё услышанное может пригодиться для саморазвития и выбора профессии в будущем.
– В мае заканчиваю школу, – говорит Всеволод Ромашин, учащийся 11-го класса. – Последние полтора года часто ездил на «Университетские» и «Научные субботы». Они помогли мне определиться с вузом. Послушав разных педагогов, понял, что больше всего привлекает авиация. В итоге выбрал МАИ.
Московские школьные субботы великолепно вписываются в единую образовательную систему столицы, главная цель которой – сориентировать старшеклассников в выборе профессии, дать им знания, которые помогут не просто поступить в вуз, но и получить востребованную специальность.
– Выстраивается цепочка «школа – университет – высокотехнологичное предприятие». Мы стыкуем программу университета и школ, создаём предуниверсарии, организовываем многочисленные экскурсии в университет – так охарактеризовал столичную систему образования мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, создание медицинских классов – совместный проект медицинских университетов, школ и больниц. ИТ-классы – это совместный проект университетов, ведущих ИТ-предприятий города, «Яндекса».
Чтобы обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, планируется разработать стандарт московской старшей школы.
– Это означает реорганизацию учебного пространства, реконструкцию старых школ, наполнение новым технологическим учебным оборудованием, создание ИT-классов, создание дополнительных инженерных и медицинских классов предпрофильного образования, – пояснил Сергей Собянин.
Как уже сообщала «ЛГ», к проекту по созданию ИТ-классов в новом учебном году присоединились 35 школ. Углублённо изучать информационные технологии будут 1036 старшеклассников, прошедших конкурсный отбор. Нет сомнений, что они будут постоянными участниками «ИT-суббот»: мастер-классов, семинаров и лекций от ведущих программистов, разработчиков, 3D-инженеров и других специалистов отрасли.
Действительность такова, что суббота для современного московского школьника скорее не день отдыха, а попытка, быть может, определить собственное будущее. Наверное, это совсем даже неплохо.
Виталий Веселовский
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
В сентябре образовательной программе «Субботы московского школьника» исполнилось шесть лет. Стартовал проект в 2013 году с «Университетских суббот». Тогда несколько вузов Москвы предложили школьникам не традиционные «Дни открытых дверей», а погружение в будущую профессию, общение на актуальные научные темы, знакомство с преподавателями. За шесть лет к проекту присоединилось более 50 высших учебных заведений, которые «приглашают в гости» по субботам детей и взрослых. Кроме того, в рамках «Университетских суббот» впоследствии появились две новые площадки – «Инженерные субботы» и «Субботы правовой грамотности».