Пётр Калитин. Краткая энциклопедия русской оригинальности. – М.: Издательство «Институт общегуманитарных исследований». – 2020. – 268 с.
«Краткая энциклопедия русской оригинальности» Петра Калитина – это настоящая квинтэссенция творческих изысканий философа, самобытной русской мысли, истории нашей страны, наконец, жизненного пути самого автора. В общем, квинтэссенция той самой «русской оригинальности».
Через высокий персоналистский подход Калитин обнажает внутренние пружины русской парадоксальности, которая, конечно, гораздо сложнее любых банальных оппозиций в стиле ответственность – разгильдяйство, алкоголизм – ЗОЖ, героизм – трусость, да и, пожалуй, святость – грех. Суть во многом сосредоточена в этой цитате: «Русский логос – безпредельно: предельное – суждение – в его постоянно: противоречивом и антиномично: истинном кенозисе – напрочьно отсутствует! – перед «тотальным»: «просвещённо» = «интеллигентски»! – умничаньем – и уконечно, в его терминолóхичyesкой: на полный «самобытный» – гуманизец! – шляпе».
Русская антиномичность – это качественное предельное состояние, которое потрясающе подвижно и динамично, но при этом обладает алмазным стержнем (или, если угодно, базальтовым основанием), который необъясним и, по сути, есть тайна. И динамичность эта проявляется прежде всего в Личности, в русской индивидуальной душе, так сказать.
Калитин всю жизнь – и в этой книге в частности – пытается выразить невыразимое, высказать невысказываемое, а для этого нужен особый язык, некая сверхсистема символов. По идее философские задачи, которые ставит перед собой Пётр Вячеславович, имеют статус ко(с)мических, ибо Гагарин совершил свой подвиг с улыбкой на устах, а не в угрюмом пафосном остервен(ен)ии.
Такое возможно только на чрезвычайно широкой интеллектуальной базе, может быть, поэтому Калитин концентрируется на многозначности слов и понятий, что, конечно, не упрощает понимания. Его философский текст таким образом уподобляется не тонкой линии, а широкой аэродинамической трубе, в которой есть место небинарной логике и полю интерпретаций. Собственно, предельные калитинские формулировки и являются таким квантовым полем, в котором читатель не столько зритель, сколько соавтор. А следовательно, это великолепный тренажёр для развития культуры мышления.