Зачастую в центре сюжета сериальных мелодрам героиню долго преследуют, безвинно упекают за решётку, соперница отбивает мужа, злые свёкры изолируют детей, а к последней серии несчастная всё же сгруппировывается, даёт отпор преследователям и возвращает себе былые позиции…
И тем неожиданнее было обнаружить на российском канале телефильм «Вальс-бостон» (2013 г., режиссёр Юлия Краснова), разрушающий избитые стереотипы! Главная героиня – отнюдь не робкая провинциалка, явившаяся выживать в неприветливой столице. Это успешная в строительном бизнесе, деловая дама с благополучным бытом, с проработанным балансом ролей и локаций в своей семье. Пьющий муж отселён в отдельную квартиру, сын с женой живёт и трудится в Чехии – и мужу, и сыну выделены ежемесячные суммы (она может себе это позволить).
Всё вроде тип-топ – и вдруг!.. Чтобы внести какой-то новый импульс в устоявшуюся жизнь, героиня набредает на школу танцев и видит урок в зале. Вот тут-то намечается, кажется, провокационный искус: Надежду Петровну (Елена Яковлева) видит руководитель школы, типичный змей-искуситель (Андрей Бурило). Понимая, что к ним пришла дама состоятельная, руководитель быстро раскручивает Надежду Петровну на индивидуальные надомные уроки. А репетитором засылает молодого перспективного танцора.
То, как разворачиваются отношения главных героев, рушит все надежды на клубничку, адюльтер, мезальянс и т.п. И для зрителя фильм становится захватывающей историей зрелой женской души, встряхнувшейся, двинувшейся навстречу радостям общения, взаимопомощи, симпатии, тепла, приятных хлопот и забот… И всё потому, что пришёл юный танцор в квартиру почтенной бизнес-леди, отодвинул мешающую мебель с середины и начал обучать свободе вальсового шага с… покупки длинной юбки (которые она вообще уже не носила), туфель на каблуках (аналогично). Сам с ней прошёлся по магазинам, и в кафе они смеялись и чокались бокалами с вином, поразив её зама, сделавшего фото и разославшего их на рабочие компы всему подведомственному офису…
Если бы роль главной героини играла не столь прекрасно оснащённая актриса, как Елена Яковлева, вряд ли удалось бы реализовать в этом фильме избранный замысел в такой полноте и в таком обаянии. На фоне обычного проборматывания текста многими актрисами в других сериалах в «Вальсе-бостоне» Яковлева проживает свою роль так подробно, так полно, что фильм становится пиршеством зрительского удовольствия.
В партнёрстве с примой точно раскрывает характер молодого друга героини и Михаил Маликов. Ещё одна приятная для зрительского сердца редкость: ансамблевость исполнения. И в этой связи нельзя не упомянуть Валерия Шальных, также очень рельефно, сочно и с юмором сыгравшего роль отставленного, но не потерявшего бдительности на страже семейной целостности (и содержания) мужа. Персонаж его в своих надзорных амбициях за бывшей женой терпит фиаско, но актёр, супруг Елены Яковлевой, являет себя настоящим мастером, примечательной актёрской индивидуальностью.
Фильм – развлекательный в лучшем смысле этого понятия, подходящий для семейного просмотра, художественно убедительный без подначек, этических двусмысленностей и провокаций. За что хочется поблагодарить продюсеров и съёмочную группу кинокомпании «Русское».
Любовь Герасимова