Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 июля 2025 г.
  4. № 30 (6994) (30.07.2025)
Литература Авторская рубрика

Сын во сне

30 июля 2025

Дмитрий Воденников,

поэт

Приснилось, что я маленького сына учу первый раз самому мыть ножки. Поставил его в ванну, включил рядом шланг с раструбом, отвёл льющуюся воду в сторону, на другой руке протягиваю мягкий уже обмылок, говорю: смажь пальцы мыльцем, наклонись немного, ножку подними и намыливай. А я тебе потом смою.

Сына у меня никогда не было, но во сне, пока нёс его из комнаты, подумал, что уже пора его и к горшку приучать.

Откуда это всё? Откуда ты выплыл, ребёнок? Отвечай.

Ребёнок не отвечает. Он давно остался там, во сне. Этот сон уже смыло другим сном. Потом полной темнотой, когда снов не было. Потом ещё одним сном.

«Смыло сном». Мыло на ладони. Бери. Мой себе ножки. Я потом душем смою.

Где-то там, под пуховыми невесомыми слоями облачных перин, прячется горошина, на которой андерсеновской принцессе якобы было трудно заснуть.

Горошина-сын, мой свои ножки.

...Был такой писатель, сербский, очень популярный в нашей стране, современный классик. Он писал однажды в переливающемся тексте, что у него нет биографии, а только библиография.

Это хорошее определение. Хотя и лукавое. В наши вздыбленные века (впрочем, когда времена были ровными?) у всех нас есть биография. У кого-то бурная, у кого-то поспокойнее.

Но сам замах мне нравится: главное для писателя иногда – это буковки, ненадёжные знаки препинания, ямки многоточий, мостики тире, подпольные переходы скобок.

Этот сербский писатель сочинял сложные романы: женская версия, мужская, словари, литературные лабиринты, перепутанные коридоры сознания, мир – это множество вариантов сюжета.

Но сейчас я не люблю такие книги.

Я стал любить книги прямые.

Пусть, конечно, они переговариваются разными голосами (в нас же живёт много их, убедительных голосов), пусть, конечно, эти книги будут сложными, но я хочу знать, против чего автор и за что.

А иначе однажды нам вдруг приснится, что мы потеряли свою судьбу. Мы проснёмся, выпрыгнем из сна, спросонья закрутим головой, посмотрим сверху вниз на рассветный паркет или ламинат. Где же наша судьба?

Выкатилась она из сна, из полуоткрытого нашего потешного рта, стукнулась об пол, подпрыгнула (так вот что такое была та андерсеновская горошина, это была именно она, судьба: её нельзя не почувствовать, даже через вздутые глубины перин, а вот потерять можно; её потом, когда перины переворачивали, захватили соскользнувшим на пол перинным концом, вернули в кровать, только в самый нижний слой периновой пирамиды; мы потом искали свою потерянную судьбу на полу, да не там: она уже надёжно спала под восьмым слоем), и больше она не наша.

Будем потом оправдываться многоголосьем.

А голос – он вообще-то один. Потому что многоголосье – это когда ты не знаешь, что правда, а что ложь. Самый многоголосный писатель («полифония», мы помним), противоречивый Достоевский, всегда различал, где его правда, а где спит маленький чёрт.

...«Сын во сне» – это, конечно, очень удачное звукоклубление. Сын-сне, какая-то недорождённая анаграмма. И ещё это «во» – удлинённый вариант предлога «в». Есть во всём этом какая-то тайна, добавочный смысл, прибавочная изящная стоимость, присваиваемая автором-капиталистом.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Донбасс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS