На днях довелось побывать на «рiднiй» Украине. В детали поездки вдаваться не буду, остановлюсь лишь на впечатлениях при пересечении государственной границы.
Поезд Москва–Мариуполь – в советские времена ухоженный и аккуратный – сейчас былыми своими качествами, мягко говоря, не блещет. Плацкартный вагон давно уже пора отправить на пенсию. Кипятка нет, в туалете лужа непонятного происхождения. Девочки-проводницы – неопытные, видимо, сразу же после техникума – в вагонном хозяйстве разбираются с трудом. Хорошо, что задолго до пограничного контроля выдали бланки украинских миграционных карт, чтобы пассажиры спокойно и без суеты могли их заполнить.
…Сразу же за украинскими таможенниками и пограничниками, а точнее, вместе с ними по вагону идут менялы – навязчивые и нагловатые парни. Создаётся впечатление, что все они – и проверяющие, и менялы – из одного ведомства.
Две женщины решились поменять 1000 рублей, благо курс предлагался достаточно выгодный. Обмен произошёл быстро, гривны были выданы мелкими купюрами. Когда женщины стали пересчитывать деньги, выяснилось, что их обманули на 100 гривен (около 600 рублей). Но ловкого вагонного авантюриста уже и след простыл…
Обратно возвращался уже на донецком поезде. Опять плацкарта, опять «убитый» вагон. Духота, кондиционер, естественно, не работает, смыв в туалете – практически тоже, если нужен кипяток, пройдите в соседний вагон.
А вот и Харьков. На перрон никого не выпускают – нужно пройти таможенный контроль и пограничную проверку. Молодой, подтянутый-затянутый украинский таможенник в элегантной форме с резиновой дубинкой на поясе принюхивается, на цыпочки становится, артистически на пол падает – ищет контрабанду. Ищет в туалете, ищет в огнетушителе, который в купе проводника, ищет в сумках и между сумками, ищет под половиками, расстеленными по вагону… Необходимый психологический фон создан, дальше проверяют документы.
– Чей ребёнок? Где разрешение родителя? Откуда здесь такая печать? Что в сумках? А вы на ПМЖ в Россию? Недвижимость продали? Валюту везёте? Пройдёмте в тамбур… – приблизительно такой град вопросов ожидает каждого. Невольно чувствуешь себя если не шпионом, то потенциальным нарушителем границы. Готов расстаться с энной суммой, лишь бы не дёргали.
…В Белгороде аналогичная проверка российской стороны. Правда, не столь тщательная и безапелляционная. Понятное дело, украинские «погранцы» всё, что можно, уже вычистили.
Первым проскакивает какой-то начальничек.
– Мы вас любим! – объясняются ему в любви проводницы.
– Нет-нет, девочки, и не уговаривайте, сегодня я с вами водку пить не буду, – отшучивается проверяющий. – У вас всё нормально? Вы ведь у меня старые контрабандистки.
Проводницы-«контрабандистки» улыбаются, смотрят честными глазами. В какой-то момент показалось, что честность эта имеет свою подноготную: проводницы что-то сунули таможеннику.
…Один из пассажиров, украинский парнишка, решивший в кои веки посмотреть Москву, проспал момент, когда выдавали для заполнения «миграционки».
– Беги по вагонам, авось догонишь! – советуют ему проводницы.
Куда там! Проверяющие поспешили испариться из душного состава. А тут ещё и поезд тронулся.
Незадачливый пассажир в растерянности – что же теперь делать?
– Ты куда едешь, в Москву? – расспрашивают сердобольные проводницы. – Там без «миграционки» никуда, на обратном пути она также потребуется. Ну хочешь, давай 750 рублей, мы тебе организуем чистую миграционную карточку с нужным штампом.
Парень в недоумении, у него нет таких денег. Ну-ну, скупой платит дважды. Такая же «миграционка» у этих же проводниц на Курском вокзале в Москве будет стоить уже 1000 рублей.
…Границы разделяют не только государства, но и народы, людей. Больно это осознавать поколению, выросшему в Советском Союзе.