Канада стала соучастницей необъявленной войны НАТО против России. Так наш посол в Оттаве Олег Степанов охарактеризовал решение Министерства обороны этой страны предоставить клике Зеленского право использовать канадскую бронетехнику и артиллерию на территории РФ. Характерно, что канадцы сделали это в то самое время, когда ВСУ вторглись в Курскую область, убивая и калеча мирных жителей, включая детей. А на прошлой неделе, чтобы не навредить Украине, Оттава отказалась публиковать списки осевших здесь нацистских преступников, в том числе бойцов дивизии СС «Галичина».
Канул в Лету Советский Союз, в России отменили государственную идеологию, но давняя ненависть к нам со стороны влиятельных кругов Страны кленового листа лишь сменила окраску.
Бог канадцев миловал: им ни разу не пришлось воевать на родной земле, отражая вражеские нашествия. Да и существовала такая угроза лишь в начале XIX века, когда Канада, будучи доминионом Великобритании, оказалась вовлечена в Англо-американскую войну 1812–1815 годов и едва не стала ещё одной жертвой экспансии янки, к середине того же столетия оттяпавших полтерритории Мексики. Сегодня о тех временах канадцам напоминают лишь несколько крепостей вроде Форта Генри да двухсоткилометровый канал Ридо, на случай войны с США прорытый британцами от первой канадской столицы – города Кингстон – до нынешней Оттавы. Теперь в Форте Генри студенты во время летних каникул, облачившись в британскую униформу XIX века, устраивают шоу на потеху туристам, а по замёрзшему каналу Ридо один мой знакомый оттавский журналист зимой ездил на коньках на работу, преодолевая по льду многокилометровое расстояние от дома до центра города.
Мы с канадцами были союзниками в обеих мировых войнах, но во время нашей Гражданской войны они составили четвёртое по численности воинское формирование интервентов. 5300 канадских солдат и офицеров сдерживали «большевистскую угрозу» в Сибири, на нашем Севере и Дальнем Востоке.
В мае 1918 года британское правительство решило отправить свои и канадские войска в Советскую Россию, даже если в интервенции отказались бы участвовать американцы. В речи по этому поводу премьер-министр Канады Роберт Борден объяснил Октябрьскую революцию рабским менталитетом русского народа, который-де за долгие столетия рабства настолько озверел, что, обретя наконец свободу, готов крушить всё и вся. Типичный пример демонизации врага, в чём так поднаторели англосаксы! А председатель Тайного совета Канады Ньютон Рауэлл, назвав большевизм самой серьёзной угрозой международному миру и цивилизации, добавил: «Если не отправить войска в Сибирь, то немцы скоро возьмут Владивосток с его армейскими складами, что создаст угрозу безопасности всему западному побережью Канады». Запредельные ложь и лицемерие! Достаточно сказать, что от Киева, который германские войска заняли после подписания Брестского мирного договора с Советской Россией, до Владивостока – свыше 7000 км, а от Владивостока до Ванкувера ещё почти вдвое больше, причём по бескрайним просторам Тихого океана.
Министр же обороны Канады Сидней Мьюберн соучастие в иностранной интервенции объяснил необходимостью освободить русских от немецкого ига (в которое, мол, наша страна угодила, подписав Брестское соглашение) и тем самым не допустить эксплуатации Германией российских природных ресурсов и не дать им прорваться в Сибирь и помочь находившемуся на территории России Чехословацкому корпусу, поднявшему мятеж против советской власти.
В сентябре 1918 года 1100 канадских военнослужащих высадились в Мурманске и Архангельске, а месяц спустя 4200 их сослуживцев – во Владивостоке. По прибытии на место командовавший Канадским сибирским экспедиционным корпусом генерал Джеймс Элмсли обосновался в здании Пушкинского театра, принадлежавшего владивостокскому торгово-промышленному обществу. Местная газета «Далёкая окраина» выразила было протест против «попирания интересов русских граждан» оккупантами («захватили помещения общества и тем лишили его членов и их семейства в количестве 700 человек и весь торгово-промышленный класс возможности продолжать свою культурно-просветительскую и общественную деятельность»), но Пушкинский театр так и остался во власти незваных заокеанских гостей до самого их возвращения в Канаду.
Те открыли во Владивостоке отделение Королевского канадского банка и тренировочный лагерь для белогвардейцев на острове Русский. Досуг проводили, играя в хоккей и бейсбол и посещая бордель на горе Копейка. В военных действиях практически не участвовали – лишь однажды вместе с японцами, французами, итальянцами и чехами подавили выступление партизан в Приморье.
В декабре 1918 года в знак поддержки самопровозглашённого Верховного правителя России – Колчака – в Омск отправили отряд из 100 канадских военнослужащих. В их числе был Лео Лафлёр, с которым я познакомился 58 лет спустя в Кингстоне. Лафлёр – ему в ту пору было под 80 – служил смотрителем Международного зала-музея хоккейной славы, куда я заехал в поисках материалов об истории хоккея с шайбой. В нашей стране он оказался в составе того самого Сибирского экспедиционного корпуса, о чём вспомнил не без смущения:
– Русские – замечательные люди. Там, где нас расквартировали, царили разруха и нищета, и тем не менее местные жители поразили нас неимоверной щедростью и добротой.
Владивостокцы же были раздражены пребыванием иностранных интервентов, да и в самой Канаде росли требования вернуть соотечественников домой. К июню 1919 года канадцы убрались восвояси, оставив на чужбине прах 14 сослуживцев. Большинство из них скончались от заболеваний, а один наложил на себя руки.
А вот такого, чтобы наша армия вторглась в Страну кленового листа, не было и в помине. Тем не менее, как говорится в книге торонтского учёного Алоиза Балауйдера «Канадо-советские отношения в период между мировыми войнами», начиная с 1918 года жителей Страны кленового листа постоянно стращали «красной угрозой», а советских людей обзывали безбожными коммуняками.
Более того, когда в 1940 году Великобритания и Франция разработали секретную операцию «Остриё копья», предусматривавшую захват советского Севера и Кавказа, британцы опять собирались использовать канадских военнослужащих. Этим планам не суждено было сбыться лишь потому, что наступление германского вермахта на западе Европы отвлекло внимание Лондона и Парижа.
Продолжалось это и после 1945 года. В Канаде даже хоккей превратили в уникальный вид международного спорта, на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до развала СССР, использовавшийся для нагнетания шовинизма и разжигания вражды к нашему народу. «Советы лишили нас самого сокровенного – чувства превосходства в исконно канадском виде спорта», – пояснил такой образ мыслей и поведения хоккейный обозреватель Дик Беддос. И если у нас знаменитую суперсерию-72 называют несравненным по накалу и драматизму поединком двух самобытных хоккейных школ, то в «Канадской энциклопедии» её обозначили так: «Одно из проявлений холодной войны, схватка сил демократии и свобод с коммунизмом и системой репрессий».
Как показывают события последних лет, русофобия, прежде носившая форму антисоветизма, в Канаде никуда не делась. Наиболее ярко это проявляется в вопросах, затрагивающих российско-украинские отношения. По своей численности украинская диаспора занимает в Канаде пятое место, что делает это государство третьей в мире страной по количеству жителей украинского происхождения. А те ведут себя чрезвычайно напористо и бесцеремонно, навязывая согражданам свои пристрастия и убеждения.
Многие выходцы с Украины очутились в Канаде после Второй мировой. «Стоило кому-нибудь заикнуться о своих заслугах в борьбе с большевизмом, как в его документах появлялась въездная виза», – вспоминал один из сотрудников иммиграционной службы Канады. Историки Ирвинг Абелл и Гарольд Троупер вскрыли не менее поразительный факт: в послевоенные годы канадские власти гораздо охотнее предоставляли убежище недобитым нацистам и их пособникам, чем евреям, желавшим покинуть лежавшую в руинах Европу. Лет 10 назад Стивен Рамбам, руководитель американского детективного агентства Рallorium, констатировал: «В Канаде до сих пор без всякого стыда и страха живут сотни две военных преступников».
Одного из них, 98 летнего ветерана дивизии СС «Галичина» Ярослава Гунько, год назад чествовали в федеральном парламенте Канады. Спикер палаты общин Энтони Рота под овации зала назвал пособника гитлеровской Германии героем Украины и героем Канады, «который сражался за независимость Украины против русских».
собкор АПН в Канаде с 1973 по 1979 г.