В кинотеатральный прокат вышла новая картина Анны Меликян «Чувства Анны» с Анной Михалковой в главной роли. По словам постановщицы, съёмки начались через два дня после начала СВО, и это так изменило первоначальный замысел фильма, что он стал совершенно другим.
Вряд ли имеет смысл гадать, какими могли бы стать «Чувства Анны», не будь того, что произошло 24.02.2022, но получившееся зрелище сильно отличается от предыдущих, визуально ярких лент Меликян – сплошь оттенки серого. Замужняя и двухдетная сотрудница шоколадной фабрики Анна Бородина, сгребающая с конвейера дерьмообразные (внимание – метафора) куски шоколада, выходя с работы, оступается и ударяется головой оземь, вследствие чего начинает слышать пророчествующие голоса, которые после пары сбывшихся катастрофических предсказаний все принимают за инопланетные. Далее она обретает телепопулярность, становится любовницей специалиста по контактёрам и посланиям из космоса, вещает с трибун, а затем теряет обретённый дар, любовника, статус медиума и себя самое. Короче, лягушка превращается в принцессу и возвращается в состояние хуже прежнего.
Судя по предкамерным видам, действие происходит в России в наши дни, но люди носят прозрачные пластиковые маски-намордники, на стене регулярно попадающего в кадр дома висит табло с возрастающими шестизначными цифрами заболевших и умерших от эпидемической напасти, а в ящике говорят о готовой отправиться на Марс многочисленной экспедиции пионеров-колонистов.
Поверить в это довольно трудно, но, если всё же принять предложенные обстоятельства, можно подумать, что пришельцы предсказывают ровно то, что намерены совершить: для затравки уничтожить самолёт с пассажирами, а затем и человечество – с одной стороны, путём засылки межгалактических вирусов, а с другой – представив содеянное так, как будто оно, то есть человечество, покончило с собой из-за нелюбви. И в самом деле – как может продолжиться род хомо сапиенс, коль скоро тяга между полами исчезнет, клонирование людей запрещено, а вегетативное размножение и эликсир вечной жизни не изобретены? Да и вообще, в наш опутанный интернет-сетями век какие только версии творящегося на белом свете не распространяются по миру?! Однако на экране нет ни чертей из космической преисподней, ни бесогона, изгоняющего голоса исчадий ада из героини в обличье его дочери, – ни о чём подобном авторы фильма, похоже, не задумывались, и космический месседж свёлся к мантре «любите друг друга, не то всем крышка». Но в таком случае не стоило вносить в картину элементы фантастики – сюжет про заурядную женщину, случайно попавшую в центр внимания и не по своей воле вышедшую из него, можно было разыграть в обыденных условиях и сделать интереснее, прописав мужских персонажей, оставленных в тени главной героини. Анну Михалкову упрекнуть не в чем: она делает всё, что предписано её ролью, и убедительно изображает чувства Анны Бородиной, пробуждая зрительское сочувствие, но ведь расхожая фраза «короля играет окружение» применима и к принцессе, и практически к любому действующему лицу, которое окружают другие. Однако замечательным актёрам Тимофею Трибунцеву в роли мужа и Олегу Ягодину в роли любовника шоколадной труженицы здесь мало что дано сыграть, хотя не требовалось много постановочных сил, чтобы добавить им драматический материал, в котором они могли бы разгуляться, и даже отправить с их помощью драму «принцессы на час» в социальное пространство, пусть это и не приветствуется Роскомнадзором.
Или, может быть, всё-таки имело смысл развить фантастические и фантазийные моменты, показав, как легко люди верят в привидения, в пришельцев из космоса, в неземные голоса, доверяют вангам и чумакам, и вообще перевести картину в комический или сатирический план, дать ей название «Голоса Анны», заодно обыграв многочисленные производные от корня «голос» – голосование на выборах и на дороге, глас вопиющего в пустыне народа, безгласность покоя и огласку компромата.
PRO&CONTRA статья Александра Кондрашова: Прощальный плевок инопланетянки