Хрестоматия по литературе. 6 й класс / Сост. И.А. Кабыш. – М.: АСТ, 2025. – 334 с.: ил. – (Новейшая хрестоматия: читай и слушай).
Есть у педагогов такой афоризм: идеальный учебник – тот, который хочется положить под подушку. Так что, когда издательство АСТ заказало мне учебник по литературе для 6 го класса, я поставила перед собой эту амбициозную задачу: написать учебник, который будет читаться как книга и при этом соответствовать школьной программе (иначе его не станут покупать).
В каждом учебнике есть предисловие, точнее, статья о, так сказать, пользе чтения. Мою я назвала «Книга – жизнь» и рассказала в ней о случае из жизни Алексея Николаевича Толстого: как он, будучи студентом, принял участие в студенческой забастовке и получил булыжник в грудь: слева, там, где сердце. Булыжник, конечно, не пуля, но убить может не хуже. К счастью, А.Н. Толстой был читающим юношей и всегда носил за пазухой какую-нибудь книжку. Булыжник попал в одну из них – и жизнь читателя (а в будущем – писателя) А.Н. Толстого была спасена.
Книга спасла жизнь человека в буквальном смысле. Но ведь она спасает жизнь человека и метафорически: насыщая её смыслом, объёмом, красотой. Я рассказала реальную историю, и, мне кажется, я сделала правильно. Ведь одиннадцатилетний ребёнок мыслит конкретно – все стенания о пользе чтения вообще до него не доходят.
А дальше пошла программа. Античность – отрывки из «Илиады» и «Одиссеи», устное народное творчество – былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Что касается древнерусской литературы (которая – по программе – идёт следом за фольклором) – я внесла кое-какие коррективы. Из «Повести временных лет» взяла сюжет, который может быть интересен шестиклассникам: о юноше-кожемяке. А «Повесть о Петре и Февронии» включить сам Бог велел: ведь она не только житие, но и сказка.
О Пушкине, Лермонтове, Тургеневе, Л. Толстом, Чехове и Куприне я постаралась рассказать простыми человеческими, а не литературоведческими словами. Ведь литературоведом станет один из тысячи, а читателями – чего очень бы хотелось! – все. Раздел «Под песню ветра», куда обычно входили три поэта Серебряного века – Блок, Маяковский и Есенин, – дополнила Ахматовой и Пастернаком. Пусть дети с шестого класса знают эти славные имена и чудесные стихи!
Что касается раздела, посвящённого советской литературе и названного издателями «Железный век», то тут мне разрешили взять всё, что я считаю самым интересным и, не побоюсь этого слова, полезным для современного шестиклассника: уже не маленького ребёнка, но ещё и не подростка. И я взяла «Алые паруса» – потому что современному человеку вообще и ребёнку в частности страшно не хватает романтики и способности верить в чудо. А ещё «Человека-амфибию» и «Аэлиту», чтобы показать, что фантастика есть не только в зарубежной литературе.
В последнем разделе – «Тема Великой Отечественной войны в литературе» – я «сбыла» давнюю мечту «Литературки»: вернула в современную школу «Повесть о настоящем человеке». Статью, предваряющую текст, писала с настоящим вдохновением: истории лётчика Маресьева, а затем и книги о Мересьеве оказались удивительно интересными. Уверена, что повесть Б. Полевого необходима современному человеку: она не только о подвиге военного, но и о подвиге человека вообще, о преодолении инвалидности и возвращении в строй.
Никогда не думала раньше, что писать учебник – настоящее творчество. Спасибо издательству АСТ, почувствовавшему во мне своего автора. Впереди учебник для 11 го класса «Серебряный век в лицах».
Но это, как говорится, уже совсем другая сказка. А учебник для 6 го класса – быль. В январе-феврале он появится в продаже. Его легко узнать по обложке – на ней корабль с алыми парусами. Корабль маленький. Ну и что? Ведь и маленькому кораблю можно пожелать большого плавания…